– В декабре этого года мы предполагаем отметить 25-летие с момента создания СНГ. 25 лет – зрелый возраст. Это время расцвета, когда ошибки становления остались позади, и есть понимание, в каком направлении необходимо развиваться дальше. Что представляет собой Содружество сегодня?
– В человеческой жизни четверть века – весьма существенная часть биографии. С исторической же точки зрения – это не так уж и много. Но вы правы, за этот сравнительно небольшой исторический период СНГ прошло сложный путь становления, поиска оптимальных форм сотрудничества и межгосударственных отношений и утвердило себя в качестве интеграционного объединения, обеспечивающего развитие взаимодействия государств, входящих в Содружество.
Один из главных итогов работы СНГ – это формирование условий для эффективного взаимовыгодного сотрудничества, отвечающего национальным интересам каждого государства – участника. Созданы необходимые организационные и правовые основы деятельности Содружества, совершенствуется договорно-правовая база сотрудничества, образованы и в целом успешно работают уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ.
СНГ сегодня – это региональная межгосударственная организация, которая имеет сбалансированную программу совместных первоочередных и перспективных действий, направленных на сохранение и развитие широких многосторонних связей в целях обеспечения стабильного и динамичного социально-экономического роста одиннадцати государств Содружества.
К числу основных рабочих органов Содружества относятся Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический совет. Возглавляют эти органы в течение года представители одного государства-председателя. В нынешнем году председательство в Содружестве осуществляет Кыргызстан.
Исполнительный комитет СНГ, который я возглавляю, является единым постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества Независимых Государств.
К числу важных межгосударственных структур относятся также Межпарламентская Ассамблея СНГ, Статистический комитет СНГ, Антитеррористический центр СНГ и ряд других органов сотрудничества.
– Подводя итоги 25-летия существования СНГ, скажите, какими достижениями, на Ваш взгляд, можно гордиться?
– В истории становления Содружества были проблемные моменты, но есть немало и того, чем можно гордиться. Ограничусь лишь двумя примерами – из начального периода существования организации и из совсем недавнего прошлого.
Вспомните, четверть века назад было немало людей, искренне полагавших, что стоит упразднить СССР и наступит счастье. Довольно быстро эта иллюзия развеялась. Хотя бы потому, что одномоментное разрушение складывавшихся многими десятилетиями кооперационных связей поставило экономики ряда вновь образовавшихся независимых государств на грань коллапса. Зарубежная помощь, на которую многие уповали, тоже не стала панацеей. Выяснилось, что помощь Запада далеко не бескорыстна и сопровождается жесткими, подчас кабальными условиями и требованиями. Роль, сыгранную СНГ в то непростое время, трудно переоценить.
Многосторонние соглашения, заключенные в начальный период существования Содружества, позволили обеспечить нормальную работу столь необходимых для повседневной жизни миллионов людей социальных механизмов: выплаты пенсий и пособий, работу транспорта, связи и энергетики, сохранить возможность беспрепятственного перемещения на постсоветском пространстве.
Второй пример недавний. 18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге был подписан Договор о зоне свободной торговли СНГ. Этот важнейший документ оказывает позитивное влияние на развитие сотрудничества государств Содружества в экономической сфере. Подчеркну, что этот договор не только способствует укреплению конкурентоспособности экономик государств СНГ, но и дает им возможность успешно интегрироваться в международную торговую систему. В Исполкоме СНГ идет постоянный мониторинг выполнения положений Договора о ЗСТ. Результаты в целом позитивные.
– Будет ли реформироваться организация, и если да, то как?
– Все течет, все изменяется – справедливо утверждали древние философы. Содружество – не застывший монолит. Идет непрерывный процесс совершенствования работы организации, повышения ее эффективности.
Вопросы, связанные с адаптацией организации к новым реалиям постоянно находятся в зоне внимания руководства государств СНГ. Совершенствование, привнесение новаций – естественный процесс, и он характерен для любых государственных, международных и общественных структур. Вы знаете, что в рамках ООН уже многие годы идет дискуссия по обновлению деятельности этой авторитетной международной организации и внесению изменений в ее устав. Аналогичные процессы происходят в ОБСЕ и других международных структурах.
Содружество Независимых Государств тут не исключение. Обновление является логичным и естественным. Складывающиеся условия внутренней и внешней обстановки требуют отказа от устаревших и неэффективных органов и методов работы и одновременно стимулируют появление новых институтов и структур. Об этом мы говорили на апрельском заседании Совета министров иностранных дел и на заседании Экономического совета СНГ 27 мая. Эти вопросы будут обсуждаться и на предстоящем осенью нынешнего года заседании Совета глав государств СНГ.
– За 25 лет политический, экономический векторы развития многих стран СНГ сильно поменялись. Грузия вышла из Содружества, Украина развернулась на Запад, Азербайджан зачастую ищет поддержку у Турции, страны Центральной Азии активно интегрируются с Китаем. Не напоминает ли Вам СНГ в его нынешнем состоянии героев басни Крылова "Лебедь, рак и щука"? Зачем СНГ, если многие отмечают, что организация существует лишь по инерции? Может быть, настал момент отпустить бывшие республики СССР, которые еще находятся в орбите России, и предоставить им возможность развиваться самим?
– Участие в Содружестве отнюдь не накладывает на страны-участницы запрет на самостоятельное развитие отношений с окружающим миром. Напомню, что СНГ – организация без наднациональных органов. Это позволяет учитывать разную степень готовности входящих в него стран к интеграции, предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые в данный момент наиболее отвечают ее национальным интересам. Такая гибкая конструкция позволяет достаточно эффективно структурировать межгосударственные отношения в рамках СНГ, совместно определять приоритетные задачи и пути их решения. "Совместно" – здесь ключевое слово.
А слово "отпустить" мне не кажется в этом контексте корректным. В СНГ нет командира и подчиненных. Тут нет армейской иерархии, не отдаются команды. Каждый берет на себя те или иные обязательства, исходя из своего понимания национальных интересов.
На мой взгляд, участие в работе СНГ полезно для всех стран-участниц. Замечу попутно, что Грузия, выйдя из состава СНГ по политическим соображениям, сохранила свое участие в нескольких десятках экономических соглашений, заключенных в рамках Содружества.
Что касается, как вы сказали, "нахождения бывших республик СССР в орбите России", то я бы внес уточнение: географически и исторически все постсоветские государства находятся в орбите друг друга, и вполне логичным и естественным является сохранение и развитие взаимовыгодных добрососедских связей. Иные действия неразумны и контрпродуктивны. Содружество Независимых Государств сегодня остается как раз той организацией, в рамках которой обсуждаются и решаются многие вопросы многостороннего сотрудничества на постсоветском пространстве.
– Ряд экспертов считают, что объединения в рамках какой-либо организации, будь то ЕАЭС, ОДКБ, ШОС или СНГ, сегодня носят исключительно характер маркировки "кто с кем дружит". Так ли это? Как складываются отношения между СНГ и другими постсоветскими объединениями?
– Собственно говоря, любое объединение, если оно построено на условиях добровольности, предполагает конструктивные взаимоотношения участников. Но создаются объединения все же для решения определенных задач в интересах всех участников, а не для установки этого, как вы говорите "маркера".
Среди обширного перечня функций СНГ выделю одну весьма важную: Содружество стало уникальной площадкой для постоянного откровенного и конструктивного диалога на высшем уровне. Иной структуры, позволяющей главам одиннадцати государств Содружества в рабочем режиме оперативно решать многие сложные вопросы, попросту не существует.
Замечу, что помимо участия в плановых официальных мероприятиях лидеры стран СНГ ежегодно проводят еще несколько неформальных встреч, принимающих форму доверительных разговоров о наболевшем. На таких встречах порой весьма эффективно решаются самые запутанные вопросы. Кстати говоря, лидеры государств Содружества неоднократно отмечали востребованность этого инструмента взаимодействия, необходимость дальнейшего укрепления СНГ, развития равноправного, взаимовыгодного и учитывающего взаимные интересы сотрудничества государств Содружества.
Если говорить о других организациях, то как в Евразийский экономический союз, так и в Организацию Договора о коллективной безопасности входят только государства СНГ. Эти объединения выросли из СНГ и на базе Содружества. В ЕАЭС вошли те государства, которые оказались готовы к более высокой степени экономической интеграции, а в ОДКБ – те, кто счел целесообразным теснее объединить усилия в целях обеспечения взаимной безопасности. Так что отношения между всеми названными организациями (СНГ, ОДКБ, ЕАЭС) вполне конструктивные.
То же самое можно сказать об отношениях СНГ и ШОС. Напомню, что в работе Шанхайской организации сотрудничества в той или иной степени участвуют восемь государств СНГ. Регулярно проводятся встречи высших административно-должностных лиц ОДКБ, СНГ и ШОС. В ходе таких встреч идет согласование планов совместных мероприятий, обмен информацией о приоритетных направлениях деятельности. Обсуждаются вопросы, касающиеся укрепления безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам, миграционной политики, информационного обеспечения деятельности организаций и практики их взаимодействия.
– Каковы главные вызовы СНГ на сегодняшний день? И какие ближайшие задачи стоят перед Содружеством?
– Если вести речь о масштабных вызовах, с которыми мы имеем дело сегодня, то они те же, что и у остальной части мирового сообщества. Это и кризисные явления в экономике, и экологические проблемы, и демографические – всего не перечислить. Назову один из самых опасных геополитических вызовов всему человечеству – международный терроризм. Успешно противодействовать ему можно только сообща, объединяя усилия государств на ключевых направлениях. Государства СНГ рассматривают борьбу с терроризмом и экстремизмом как одну из важнейших задач обеспечения своей национальной безопасности и выступают за дальнейшее усиление взаимодействия в этой сфере.
Что же касается ближайших задач Содружества, то они четко сформулированы в ряде документов, принятых руководителями государств СНГ. К примеру, в нынешнем году началось выполнение Плана мероприятий по реализации третьего этапа Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года. Работа органов отраслевого сотрудничества СНГ будет направлена на дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества на основе функционирования зоны свободной торговли, развитие рынков услуг, труда, взаимодействие в валютно-финансовой сфере с расширением использования национальных валют государств Содружества во взаиморасчетах.
Большое внимание будет уделено повышению эффективности использования материальных и природных ресурсов и энергосбережению, а также развитию транспорта, энергетики, промышленности, агропромышленного комплекса.