БАКУ, 31 мая — Sputnik. Президент России Владимир Путин посетил с официальным визитом Грецию, где провел встречи в пользу продолжения и укрепления российско-греческого сотрудничества.
За подведением итогов данного визита Sputnik обратился к российскому политологу, руководителю Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Михаилу Нейжмакову.
Кое-что о "Посейдоне"
Эксперт напомнил, что незадолго до визита Путина в Грецию его помощник Юрий Ушаков заявил, что трубопровод "Посейдон", проектируемый для поставок газа греческим и итальянским потребителям, может пройти через Болгарию. А глава Минэнерго РФ Александр Новак не исключил, что транзитной страной может стать и Турция.
Таким образом, отметил собеседник Sputnik, об этом газопроводе напомнили как раз накануне греческого турне Президента РФ. Возможно, эта тема тоже могла обсуждаться в ходе встреч Путина с греческими политиками.
Тем не менее, по словам Нейжмакова, опыт показывает, что судьба подобных трубопроводных проектов зависит, прежде всего, от воли Еврокомиссии и ведущих игроков ЕС, а вовсе не от балканских стран, вынужденных оглядываться на страны-"тяжеловесы" европейской политики.
"Недаром тот же Новак упомянул, что именно Еврокомиссия может дать окончательные предложения по маршрутам для "Посейдона". То есть, даже если какие-то переговоры на этот счет российская делегация и вела в Греции, будущее проекта окончательно решится вовсе не в Афинах", — подчеркнул он.
Вообще, напомнил политолог, еще в 2015 году с Афинами в России связывали больше ожиданий, чем сегодня. О продолжении "Турецкого потока" через Грецию тогда говорили куда больше, чем ныне о "Посейдоне". Но обострение российско-турецких отношений из-за Сирии заставило заговорить о Греции, как возможном партнере России для сдерживания Анкары.
Афины пытаются "подставить плечо"
Действительно, отметил он, хотя бы в информационной войне Афины выступали на стороне России. Минобороны Греции в свое время подтверждало версию Москвы, что большая часть поставок нефти от "Исламского государства" идет через турецкую территорию.
"Юрий Ушаков и накануне визита Путина в Афины упомянул, что "у Греции есть постоянная задача сдерживания Турции". Однако пик открытой напряженности между Москвой и Анкарой пока прошел. Да и возможности Афин оказать помощь российской стороне в этом противостоянии не так уж велики", — считает эксперт.
Наконец, по словам Нейжмакова, Кремль вряд ли когда-либо питал иллюзии, что греческий премьер Алексис Ципрас может стать "троянским конем Путина в ЕС", хотя подобные комбинации и расписывала европейская пресса.
Показательно, по его словам, то, что и в ходе недавней совместной пресс-конференции Путина и Ципраса, последний не ответил прямо на вопрос журналиста, могут ли Афины выступить против антироссийских санкций ЕС, лишь подчеркнув, что "Греция – это страна, которая соблюдает свои обязательства во всех международных организациях, страна, принадлежащая Евросоюзу и НАТО".
Нейжмаков считает, что визит Путина к греческим партнерам состоялся уже потому, что 2016 год объявлен Годом России в Греции и Греции в России. Благожелательный нейтралитет со стороны Афин все равно важен для Москвы. Но стоит помнить, что Греция серьезно зависима от "старших", более влиятельных европейских партнеров, поэтому и ее возможности "подставить плечо" Москве не очень велики.