После отмены санкций Иран начал активную деятельность в деле расширения сферы своего влияния. Так, Тегеран стан инициатором соглашения о развитии транзитных и транспортных перевозок через иранский порт Чахбехар с Индией и Афганистаном.
Еще совсем недавно вряд ли кто-либо мог предположить, что соглашение будет так скоро подписано. Многие эксперты предполагали, что трехстороннее соглашение о транзите товаров через город-порт Чахбехар в провинции Систан на берегу Оманского залива застопорится до времен финансовой состоятельности южных соседей. Но реальность опровергла эти прогнозы.
Накануне компания Indian Ports Global Private и иранская Arya Banadar подписали договор о первой фазе развития порта. На церемонии подписания присутствовали первые лица исполнительной власти Индии, ИРИ, Афганистана. Делийский EXIM bank выделил на это дело 150 миллионов долларов плюс еще 50 миллионов внесло правительство Индии, а в следующем году будет выделена сумма, в совокупности вдвое больше нынешней.
Что это даст? Развитие порта, наряду с использованием наземного маршрута Чахбехар-Захедан-Зарандж, позволит нуждающемуся в развитии Афганистану получить прямой выход к южным рынкам через море, а Индии — выход в Центральную Азию, минуя недружественный ей Пакистан. Афганистан также участвует в инвестировании этого проекта, но уровне частного бизнеса. Афганские бизнесмены вложат свои средства в прилегающую к порту свободную экономическую зону Мекран площадью более 50 гектар, специально выделенную иранскими властями для афганцев — там уже зарегистрированы 130 структур логистики, готовых транспортировать грузы через Иран.
На совместной пресс-конференции, которая состоялась сразу после подписания документов, политики отметили важность соглашений по порту. Как отметил Хасан Роухани, "важен не только экономический, но и политический аспект, поскольку это обязывает государства регулировать свою внешнюю политику, создавая условия для регионального сотрудничества".
После этого соглашения Чахбехар, учитывая все кредитные линии от Индии в порт, может легко превратиться в больший символ сотрудничества, прежде всего, Ирана и Индии, которые посредством Афганистана смогут поставлять грузы в страны Центральной Азии, СНГ и в Восточную Европу. Также можно предположить, что отношения между Дели и Тегераном после этого проекта могут перерасти в дальнейшее более интенсивное и крупномасштабное сотрудничество. Этот процесс обоюдовыгодный, но особенно он важен для Ирана, ибо с выходом на необъятный полуторамиллиардный рынок он станет менее зависимым от прихотей и возможных санкций Запада.
Тегеран из-за санкций, введенных Западом, не обладает достаточным количеством средств, чтобы в одиночку вытянуть этот проект развития Чахбехара, и потому ИРИ пришлось договариваться с индийскими коллегами о получении кредита под этот проект. Однако скорость заключения этого соглашения введет Запад в ступор. Выходит, что Тегеран заранее был уверен в отмене санкций и загодя основательно подготовился к последующим свои шагам после отмены эмбарго.
Ясны и очертания менеджмента в этом порту — оборудование порта целиком перейдет в собственность Ирана уже через десять лет, а до тех пор управлять двумя терминалами будет компания India Ports Global Private Limited. Оба терминала порта должны начать работу максимум через 18 месяцев после подписания контракта. Благодаря заключению этого соглашения, Тегеран наглядно показал Западу свою политическую прозорливость и экономическую хватку.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.