БАКУ, 14 мая – Sputnik. Вели Юсуф оглы Ахундов — советский партийный и государственный деятель. Родился 1 (14) мая 1916 в селении Сараи в семье рабочего. В 1935 году он окончил Бакинский индустриальный техникум, а в 1941 — Азербайджанский медицинский институт. С 1946 года — ассистент Азербайджанского медицинского института; научный сотрудник, а затем директор Института эпидемиологии, микробиологии и гигиены Министерства здравоохранения АзССР.
В 1949 году Ахундов был назначен председателем Азербайджанского республиканского Комитета профсоюза медицинских работников, в 1950 году — заместителем, с мая 1954 года — министром здравоохранения Азербайджанской ССР. С июля 1958 — Председатель Совета Министров Азербайджанской ССР. Скончался 22 августа 1986 года.
В 1959-1969 годах Вели Юсуф оглы Ахундов был первым секретарем ЦК Компартии Азербайджана. "Года оттепели" также прошлись на этот период. По словам дочери выдающегося государственного деятеля Азербайджана Нигяр Ахундовой, это было фронтальным обновлением художественного сознания, которое произошло потому, что для него были созданы возможности.
"Оттепель имела очень широкий ареал распространения. Одной из республик, на которую также ярко отразилась оттепель, был Азербайджан. Обстановка здесь уже была готова. Поэтому идеи оттепели очень органично спроетировались на азербайджанской почве. Вы посмотрите, какие это были годы, какие это были имена, лица, личности, от одного их перечисления захватывает дух. Это стремительно ворвавшийся в литературу Анар, Эльчин, Максуд Ибрагимбеков, Юсиф Самедоглу, Вагиф Самедоглу, это поколение шестидесятников — Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Мир Джавад и другие", – расказывает Ахундова.
Она уверена, что этот период нашей истории привлечет к себе многих исследователей.
По ее словам, всю политическую ответственность за празднование Новруза нес на себе Вели Ахундов. Годы "оттепелей" разбудили в людях желание обращаться к своим корням, истокам и истории. Тут было пробуждение демократического сознания, были определенные меры по продвижению азербайджанского языка. То есть, это целый комплекс мер.
"Мы не должны рассматривать празднование Новруз Байрамы как-то изолированно от всего этого. Это был большой целенаправленный и продуманный процесс, который развивался на протяжении всего этого времени. Новруз был одной из его кульминаций", – продолжила Ахундова.
По ее словам, обстановку вокруг этого события иногда сгущают. "Никаких запретов по поводу празднования Новруза не было. Мы всегда праздновали этот праздник в семьях, мы всегда отмечали его среди друзей и знакомых. И даже я это помню по своим детским годам. Но что произошло в 67-ом году? Почему он как бы "выплеснулся"? Дело в том, что до этого шли переговоры с центром – с московскими властями о том, чтобы провести этот праздник уже на государственном уровне. За несколько лет до этого праздник Новруз уже проходил в Средней Азии, и отец, узнав о том, что там был дан зеленый свет для его проведения, хотел, чтобы Новруз воплотился бы и в Азербайджане", – рассказывает Ахундова.
По ее словам, велись переговоры, были получены разрешения, представлены соответствующие справки и научные изыскания о том, что этот праздник не имеет никакой религиозной подоплеки. После того, как получили разрешение на празднование, было организовано рабочее совещание, на котором Шихали Гурбанову (государственный и общественный деятель Азербайджанской ССР – ред.) было поручено придать этому празднику черты незабываемого торжества, что он и сделал с большим блеском, добавила она.
Наконец, создание Бакинского метрополитена в советское время стало значительным достижением Вели Ахундова, рассказывает Нигяр Ахундова.
По ее словам, метро было самым главным, самым любимым и самым выстраданным детищем Вели Ахундова. "К дню реализации этого проекта, 6 ноября 1967 года, отец шел очень долго, через многие противостояния. Это был один из пиков его счастливого состояния, потому что путь к этому был достаточно сложным. Для достижения этой своей цели он применил все свое красноречие и все свои возможности", — добавила она.