БАКУ, 6 мая — Sputnik. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу намерен покинуть свой пост. Накануне он заявил, что не собирается выставлять свою кандидатуру на пост председателя правящей Партии справедливости и развития (ПСР) на внеочередном съезде 22 мая.
О том, как уход турецкого премьера может отразиться на отношениях России и Турции, Sputnik обсудил с научным сотрудником Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станиславом Притчиным, который отметил, что фигура Давутоглу весьма интересна для политического истеблишмента.
При этом эксперт указал, что концепция турецкого премьера – "ноль проблем с соседями" – о которой он объявил, еще будучи главой МИД, как известно, совершенно не была реализована на практике. Даже больше, она по факту была провальной и скорее привела к обратным результатам.
"Поэтому говорить, что он был эффективен, как теоретик и практик, наверное, все-таки не стоит", — считает он.
В какой-то степени, по словам Притчина, Давутоглу, конечно, был прагматиком, более реалистичным с точки зрения выстраивания отношений с соседями, в той степени, в которой он мог влиять на это.
Но опять же, отметил политолог, если говорить о российско-турецких отношениях, то фактор Давутоглу в них носит второстепенный характер. Эти отношения выстраивались задолго до его прихода в ближайшую команду Реджепа Тайипа Эрдогана, и строились прежде всего на личных отношениях президента России Владимира Путина и его турецкого коллеги.
"Поэтому фактор негативности и испорченности отношений в первую очередь был связан с тем, что была нарушена химия в отношениях между ведущими политическими игроками России и Турции", — отметил политолог.
По его мнению, уход Давутоглу носит в первую очередь внутриполитический, а не внешнеполитический характер. Это больше внутренняя повестка дня, а не попытка перезагрузить отношения с Россией и не попытка дать какой-то сигнал Европейскому союзу.
Каким образом повлияет этот уход из команды Эрдогана премьер-министра с его большим опытом выстраивания отношений с зарубежными партнерами, прогнозировать достаточно сложно, сказал собеседник Sptunik.
"Тут нужно понимать, какая кухня была в принятии решений и насколько Давутоглу действительно имел решающее значение", — подчеркнул он.
Притчин отметил что, скорее всего, все ключевые решения принимаются Эрдоганом лично. И поэтому каких-то серьезных изменений в нынешних отношениях Турции как с ЕС и Россией, так и с США вряд ли стоит ожидать.
По имеющейся информации, уже известны новые кандидаты на пост премьер-министра Турции. Речь идет о министре юстиции Бекире Боздаге, министре транспорта Бинали Йылдырыме, министре энергетики Бэрате Албайраке и вице-премьере Нумане Куртулмуше.