Фуад Ализаде, Sputnik Азербайджан
В транспортировке нефти по трубопроводу Одесса-Броды сегодня заинтересован Иран, договоренности в этом направлении могут быть достигнуты в ближайшие месяцы, сообщил министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик.
Таким образом, Иран фактически готовится бросить вызов Саудовской Аравии и России в борьбе за рынок стран Восточной и Центральной Европы посредством поставок своей нефти по трубопроводу Одесса-Броды.
России уже получила неприятный сюрприз, когда танкеры Саудовской Аравии стали причаливать к портам Польши. Но ситуация с Ираном может выглядеть еще более провокационной, так как речь идет о комбинированных поставках "черного золота" танкерами в украинский черноморский порт Одесса и далее по трубопроводу Одесса-Броды, который будет нацелен на рынки стран Восточной и Центральной Европы.
Руководство ИРИ сейчас испытывает большие трудности с реализаций своей нефти – и это на фоне увеличения добычи нефти и необходимости возврата позиций на рынках Азии, ранее утраченных из-за санкций вокруг иранской ядерной программы. Ситуация для официального Тегерана усугубляется резким ухудшением отношений с руководством Саудовской Аравии, которая стала чинить препятствия танкерам с иранской нефтью в терминалах, принадлежащих компаниям арабских шейхов.
Тем самым, у руководства Ирана возник большой интерес к новому маршруту поставок своей нефти не только на нефтеперерабатывающие заводы Украины, но и далее Восточную и Центральную Европу.
Заметим, что указанный маршрут на протяжении последних десятилетий упорно готовился к прокачке каспийской нефти, и в частности, экспортируемой Казахстаном. Речь шла не только о политических мотивах поставок нефти в обход России, но и чисто экономических расчетах и экологических угрозах вывода каспийской нефти на европейские рынки. По расчетам экспертов, пик нефтедобычи Азербайджана должен был прийтись на 2008-2010 годы, в то же время рассчитывалось, что именно в этот период начнется полномасштабная разработка казахстанского месторождения Кашаган.
С целью разгрузить турецкий пролив Босфор от нефтеналивных танкеров с казахстанской нефтью и снять экологическую угрозу с крупнейшего мегаполиса –Стамбула – был разработан проект Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), который считался альтернативным маршрутом отгрузки "черного золота" из Каспийского региона европейским поставщикам. Коридор проходит через территорию Азербайджана и Грузии, Черное море, Украину и Польшу, и предусматривал в дальнейшем поставки потребителям в Украине, Польше, Словакии, Чехии, Германии и странах Прибалтики.
Для реализации проекта ЕАНТК было основано Международное трубопроводное предприятие ООО "Сарматиа". Оно было учреждено в июле 2004 года польской компанией Государственные нефтетранспортные системы – PERN Przyjaźń и украинским предприятием ОАО "Укртранснафта". В октябре 2007 года компании подписали Соглашение о создании ООО МТП "Сарматиа" вместе с тремя новыми участниками – Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR), Грузинской нефтегазовой корпорацией (GOGC) и акционерным обществом Klaipedos Nafta. На данный момент акционерами МТП "Сарматиа" с долевым участие являются: SOCAR — 24,75%, Georgian Oil and Gas Corporation Ltd (GOGC) — 24,75%, "Укртранснафта" и Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych Przyjazn S.A. – по 24,75% и Klaipedos Nafta – 1%.
Правление "Сарматиа" в марте 2015 года в Варшаве на внеочередном общем собрании участников приняло решение о повышении уставного капитала до 23,7 миллиона злотых (6,12 миллиона долларов). Эти средства предназначены на реализацию задач, связанных с подготовкой проекта строительства нефтепровода Броды-Адамова застава, который является интегральной частью Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК).
На первом этапе пропускная способность ЕАНТК составит до 10 миллионов тонн нефти в год, на втором этапе предусматривается ее увеличение до 30 миллионов, и потребность в инвестициях оценивается экспертами в 500 миллионов долларов.
Руководство Ирана может начать осуществлять поставки нефти танкерами через Красное море посредством Суэцкого пролива в Средиземное море и далее в Черное море в порт Одессы Украины. При этом, на первом этапе иранская нефть может поставляться на украинские нефтеперерабатывающие предприятия (НПЗ), которые сейчас испытывают нехватку сырья в связи с отказом руководства Украины приобретать российскую нефть. Из шести НПЗ сегодня в эксплуатации находится пять с перерабатывающими мощностями 43,2 миллиона тонн в год, которые сейчас фактически находятся на "голодном пайке".
На втором этапе руководство Ирана может начать переговоры по поставкам своей нефти по ЕАНТК в страны Восточной и Центральной Европы. Тем более что пока Казахстану не удается завершить работы по месторождению "Кашаган", и соответственно, предоставить надлежащие объемы для загрузки ЕАНТК.
В свою очередь, появление иранской нефти в странах Восточной и Центральной Европы может заметно увеличить конкуренцию на европейском рынке уже традиционному поставщику – России, и начавшей поставки в ЕС Саудовской Аравии. При любом раскладе, руководство Европейского союза будет радо появлению нового участника на европейском рынке, так как конкуренция может привести к дальнейшему снижению цен на энергоносители.