БАКУ, 27 апр — Sputnik. Вчерашнее обострение ситуации на линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск показывает, что события 2-5 апреля, т.н. "четырехдневная война", могут повториться. Интервью президента Армении Сержа Саргсяна Bloomberg, где он намекнул на отказ от переговорного процесса, только подлило масло в огонь.
Саргсян в упомянутом интервью также сказал, что в 2011 году в Казани на переговорах с Президентом Азербайджана выразил готовность вывести армянские войска из 5 районов с последующим размещением миротворцев в регионе: но Азербайджан выдвинул новые условия.
С высказываниями Саргсяна возникают новые вопросы: Какова суть Казанских принципов? Почему Азербайджан сразу отказался от принципов, на которые соглашалась Армения?
А еще ранее Армения отказалась от обновленных мадридских принципов. Так в чем же разница между этими принципами, и что не устраивает стороны? По данному вопросу Sputnik обратился к политологу Эльдару Намазову.
Как отметил Намазов, мадридские принципы общеизвестны. Но про казанские принципы широкая публика не знает ничего.
"Джеймс Уорлик в фонде Карнеги подробно проинформировал про мадридские принципы. Было сказано о трех принципах и шести элементах. Но никто не знает про принципы и элементы казанских документов", отметил он.
По словам Намазова, Россия, предлагая казанские принципы, думала, что стороны их примут.
"Но казанские документы так и не были подписаны. Азербайджан отказался из-за возврата всего пяти районов. Вопрос про остальные два района должен быть решиться после референдума о независимости Нагорного Карабаха. А это больше соответствует требованиям армянской стороны. Поэтому вероятность согласия Азербайджана с этим требованием была равна нулю. Потому что требованием Баку является безоговорочный вывод армянских войск с оккупированных территорий. Высокий статус Нагорного Карабаха может быть рассмотрен после этого", — заявил политолог.
Он также подчеркнул, что о казанских принципах в общих словах проинформировал только Серж Саргсян. По его словам, речь в этих документах идет о возврате 5 районов и референдуме в Нагорном Карабахе.
"Азербайджан и Россия официально не высказались о сути этих принципов. Член Общественной палаты РФ Сергей Марков, высказавшийся об этих принципах, не может считаться официальным лицом и нельзя считать его мнение официальным источником. Но Саргсян является президентом одной из конфликтующих сторон. Быть может он искажает суть принципов, но факт в том, что Азербайджан не мог согласиться с ними. Кроме того, нужно учитывать, что казанские принципы предложены одной из сопредседательствующих сторон Минской группы — Россией. Они не отражают позицию всех трех сопредседателей", — добавил Намазов.
Политолог затронул интересную деталь, связанную с казанскими принципами. Он отметил, что в УК РФ есть статья, по которой за призыв к нарушению территориальной целостности страны можно лишиться свободы. Как может быть, чтобы сама Россия для решения Карабахского конфликта призывала к изменению территориальной целостности одного из государств и добавила это в казанские документы в качестве одной из принципов урегулирования? Значит, нужно дождаться обнародования деталей казанских принципов и серьезно изучить их, указывает он.
Намазов добавил, что на любом из переговорных этапов однозначная позиция Азербайджана состояла в том, что конфликт должен быть решен в рамках принципа о территориальной целостности государств, а Армения опирается на право самоопределения наций.
Отметим, что Джеймс Уорлик во время своего выступления в Фонде Карнеги рассказал о шести элементах урегулирования Карабахского конфликта согласно мадридским принципам. Эти элементы предусматривают временный промежуточный статус для Нагорного Карабаха, возврат Азербайджану оккупированных вокруг Нагорного Карабаха территорий, открытие коридора между Арменией и Нагорным Карабахом. Данный коридор не должен быть охватывать Лачинский район полностью.
Согласно этим элементам, необходимо признание прав беженцев и вынужденных переселенцев на исконные места проживания, а также у урегулирования должна быть международная гарантия безопасности, включая миротворческую операцию.
Так как стороны не смогли прийти к согласию в деталях по каждому пункту, эти элементы вместе с Хартией ООН и базовыми принципами Хельсинского Акта должны были составить основу надежного и последовательного урегулирования конфликта.
Отметим, что в Хартии ООН принцип самоопределения наций касается территорий, находящихся под оккупацией и борющихся с колониализмом, а также не имеющих собственного управления.
В Хельсинкском заключительном акте говорится: "Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств".
Мадридские принципы являются моделью мира, предложенном обеим сторонам конфликта со стороны ОБСЕ и Минской группы, для решения Нагорно-Карабахской проблемы. Мадридские принципы считаются самым реальным мирным планом для решения конфликта. В соответствии с ними, Армения должна вернуть оккупированные районы, не входящие в Нагорно-Карабахскую Автономную Область, а затем должен быть определен статус Нагорного Карабаха. Здесь указывается, что сначала возвращаются 5 районов, не входящих в НКАО. Речь идет об Агдамском, Физулинском, Джебральском, Зангиланском, Губадлинском районах и 13 селах Лачинского района.
Затем будут открыты все коммуникации в регионе, будет проведена донорская конференция по реабилитации освобожденных земель. В регион будут введены миротворцы-наблюдатели, будет обеспечена безопасность возвратившихся домой переселенцев. В следующем этапе полностью освобождаются Лачинский и Кельбаджарский районы, азербайджанская община возвращается в Нагорный Карабах. После этого определяется правовой статус Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана. Нагорному Карабаху предоставляется статус автономии согласно моделей Татарстана и Башкирии в РФ.
Детали казанских принципов же неизвестны широкой общественности. Член Общественной палаты РФ Сергей Марков заявил, что согласно этим принципам, 5 из 7 районов возвращаются Азербайджану. Эти районы будут демилитаризованы, а границу будут охранять миротворческие силы. Также Азербайджан прерывает блокаду Армении. Статус Нагорного Карабаха определяется через несколько лет путем референдума, с условием возвращения переселенцев в свои дома. Основным пунктом этого документа является то, что Баку и Ереван обязываются не применять силу для решения конфликта. Вопрос о миротворческих силах вызывает множество споров.
Казанские принципы определены во время встречи президентов Азербайджана, Армении и РФ 24 июня 2011 года в Казани.