БАКУ, 25 апр – Sputnik. Рекламы-"обманки", создаваемые для привлечения клиентов, уже стали обычным явлением в нашем обществе. Многие люди уже думают, что реклама по своей сути должна быть лживой. Однако рекламодателей уже ничто не остановит, и с каждым разом они прибегают к еще более изощренному обману.
Одна из областей, где рекламодатели чаще всего прибегают к манипуляциям, это жилищная сфера. Строительные фирмы, стремясь привлечь как можно больше клиентов, подготавливают рекламные объявления, где полно неточной информации. Люди, поверив рекламе, идут в офис компании, но там их ждет полное разочарование.
Очень быстро выясняется, что представленная информация не соответствует действительности. К примеру, оказывается, что нужно платить первый взнос, хотя в рекламе об этом ничего не говорилось, квартира без ремонта, или, еще того хуже, здание вообще не готово и будет сдано только через 18 месяцев.
Для того, чтобы выяснить, насколько подобные рекламы соответствуют принципам маркетинга и основам законодательства, Sputnik обратился к экспертам.
Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламы
По словам маркетолога Мушфига Искендерова, в данном случае действия фирмы не соответствуют маркетинговой стратегии. "Если говорить о жилищном рынке, ошибочной рекламной стратегией предприниматели хотят привлечь очередного клиента, но, наоборот, теряют его. Они создают ложный фон, и это отталкивает от них потенциальных покупателей. На эти рекламы тратят огромные деньги, а покупатель, увидев ее, реагирует однозначно: сказка, врут", – отмечает эксперт.
По его словам, манипуляция чувствами покупателей, доведение их до депрессивного состояния, противоречит закону АР "О рекламе", за что рекламодатель несет прямую ответственность.
Эксперт добавил, что из-за скудности рекламного рынка в Азербайджане СМИ не хотят отталкивать от себя сомнительных рекламодателей, что приводит к большим проблемам. "То есть СМИ знают, что реклама является недостоверной, но все равно распространяют ее", – заметил Искендеров.
Фирму могут привлечь к ответственности за ложь
В свою очередь, адвокат Самед Векилов отмечает, что, если клиент обнаружит несоответствие рекламы реальному положению дел, он может обратиться в суд. "С юридической точки зрения, фирма несет ответственность за представленную информацию. В случае обнаружения ложной рекламы клиент может обратиться в суд и потребовать денежной компенсации, либо же извинений", – заявил адвокат.
Как утверждает Векилов, сумма компенсации зависит от аргументов клиента.
"При этом, если клиент, поверив рекламе, покупает жилье, а потом выясняет, что его обманули, фирму можно привлечь к ответственности по статье "мошенничество", – отметил он.
Иностранцы не понимают выражение "реклама-"обманка"
"В этой стране невозможно подобным путем обмануть людей. Рекламный рынок под серьезным контролем. Даже пытаться обмануть само по себе является преступлением", –сказал в беседе со Sputnik азербайджанец Казым Казым, проживающий в Швейцарии. По его словам, в этой стране каждый гражданин может вернуть приобретенный, и даже использованный товар в течение 14 дней.
"В Швейцарии цены определяются стандартом. Нельзя от себя накинуть что-то", – добавил Казым.
Азербайджанка Гюльназ Волкан, проживающая в Турции, уверяет, что в этой стране не понимают, что такое "реклама-"обманка".
"Здесь, во-первых, качественный товар не нуждается в рекламе, а во-вторых, реклама должна содержать точные сведения. В Турции я не сталкивалась с обманом в рекламе. Рекламодатель предоставляет точные сведения, никаких лжи в цифрах и скидочных ценах", – отметила Волкан.