БАКУ, 28 мар — Sputnik. Шведская Королевская академия, которая ежегодно присуждает Нобелевскую премию по литературе, спустя 27 лет молчания осудила смертный приговор в отношении Салмана Рушди, который вынес ему аятолла Хомейни, основатель Исламской Республики в Иране.
Напомним, аятолла Хомейни счел роман писателя под названием "Сатанинские стихи" "богохульским и антиисламским" произведением, публично проклял Салмана Рушди, вынес фетву о смертной казни, а также призвал мусульман всего мира исполнить приговор. За поимку Салмана Рушди и приведение в исполнение приговора была назначена награда в 2,5 миллиона долларов. Позже, в сентябре 2012 года, Иранский фонд увеличил награду за убийство Рушди до 3,3 миллиона долларов. Писатель был вынужден долгое время скрываться.
Ситуацию в интервью Sputnik Persian комментирует иранский эксперт по культурным вопросам, исламский богослов и преподаватель Тегеранского университета ходжатольислам Сейед Хади Зайери (Seyed Hadi Zayeri).
По его словам, мнения по этой проблеме предсказуемо разделятся. У каждого есть свое виденье и понимание этого вопроса. Однако в целом, следует отметить то, что взгляд иранского народа на эту проблему отличается от западной точки зрения. В ИРИ, как утверждает богослов, фетва – это юридическое постановление. То есть подобно тому, как суд выносит приговор в отношении виновного, так и исламский богослов-законовед (факих) выносит фетву, которая, в первую очередь, имеет правовую основу. Однако на Западе в этом отношении нет точного понимания.
Сейид Зайери отмечает, что в этом вопросе есть две стороны медали. Например, проблема холокоста на Западе практически не обсуждается, то есть никто не подвергает ее критике, так как западное общество признает это явление, и никто не оспаривает. "Но если мы позволим литературе вольно говорить и рассуждать о любой проблеме или любой теме, тогда в любой литературной форме, будь то роман, рассказ, сценарий к фильму или пьеса, можно также подвергать сомнению проблему холокоста или же высказывать критику, противоречащую правящему строю на Западе. Но мы все знаем, что такое в литературе не позволяется, никто не имеет право высказываться против проблемы холокоста. А если такое происходит, то этого человека признают преступником и соответственно наказывают, вплоть до смертной казни. Поэтому я считаю, что здесь Западу в первую очередь необходимо решить проблему двойственности понятия "свобода слова". Если же Запад признает свободу слова в абсолютной форме, то тогда это должно быть применимо ко всему. Если же это не так, то необходимо позволить, чтобы существовали какие-то рамки, должна быть "красная черта" в критических высказываниях об убеждениях, в том числе, и религиозно-национальных".
Эксперт также подчеркнул, что вопрос публичной критики со стороны Шведской академии в отношении смертного приговора Салману Рушди, вынесенного еще 27 лет назад, не получит широкий резонанс в Иране. Напротив, реакцией со стороны иранского духовенства на эту критику, скорее всего, станет молчание.