В соответствии с приказом Президента РФ Владимира Путина, с 15 марта был начат вывод российской группировки из Сирии, поскольку поставленные перед ней задачи выполнены. О том, какова сегодня в целом ситуация вокруг сирийского кризиса и каким видится дальнейшее развитие российско-турецких отношений, Sputnik поинтересовался у первого вице-президента Центра моделирования стратегического развития Григория Трофимчука.
- Какой сегодня видится обстановка в Сирии?
— Даже по Украине видно, что никакие так называемые перемирия не решают никаких задач, если, конечно, не иметь в виду временное уменьшение количества жертв.
Срыв в полномасштабную войну в Сирии может быть спровоцирован целым рядом причин, в том числе связанных с частичным выходом России из этого процесса. Хотя надо отметить, что из сирийской войны РФ теперь уже выйти, в целом, не сможет. Не решены самые главные проблемы, малые войны: конфликт между турками и курдами, между частями сирийской оппозиции и так далее, не говоря уже о самом ИГ, который, судя по всему, до их пор боеспособен и просто "залег" в стороне.
Проблема еще и в том, что если Турция не сможет реализовать планы Запада, который руками турок стремится уничтожить Башара Асада, то вся эта концентрация радикализма хлынет на север: непосредственно в саму Турцию и на Кавказ. Именно по этой причине внутри Турции происходят, в целях предупреждения Анкары, регулярные теракты.
В целом, надеяться на какое-то надежное "перемирие" в таком регионе как Ближний Восток – как минимум наивно.
- Насколько реален так называемый "План Б", который подразумевает под собой разделение Сирии на несколько частей?
— Вполне реален, так как единой цельной Сирии уже нет по факту, даже в настоящем времени.
Однако, если будет поставлен вопрос о "федерализации", то начнется новая серия войн всех со всеми за разделительные линии и буферные зоны. Даже если предположить, что Асада как президента Сирии к тому моменту уже не будет.
Уже сейчас, к примеру, остро стоит вопрос об одной из таких новых автономий – Сирийском (Западном) Курдистане. Курды никогда не согласятся на сохранение единого государства во главе с Башаром Асадом, они не за это воевали столько лет.
- Турция уже сейчас выступает против разделения Сирии. Можно ли предположить, что позиции Анкары и Москвы начинают сближаться?
— Турция могла бы выступать за единую Сирию только в том случае, если бы во главе такой страны встал кто-то из легальных, умеренных оппозиционеров. Анкара может рассчитывать тогда, что этот "кто-то" мог бы взять на себя хотя бы часть проблем с сирийскими курдами. Во всех остальных вариантах сохранение целостности Сирии не в интересах Турции.
Кроме того, Турция придерживается в этом вопросе линии США, так как Вашингтон пока еще не принял собственного решения о внутрисирийской конфигурации. Этот решение может быть принято в ближайшее время, по итогам переговорного процесса между всеми сторонами конфликта.
Позиции Москвы и Анкары пока что не просто не сближаются, но разъезжаются все дальше и дальше. Не в интересах Запада, чтобы они сблизились снова, так как вражеская, для России, Турция стала одним из конкретных, промежуточных, итогов сирийской войны.
В целом, разрешение российско-турецкого конфликта, в принципе, возможно, но этому сильно мешает членство Турции в NATO. Раньше, лет семь-восемь назад, на эту особенность особого внимания никто не обращал, но в ходе войны она становится определяющей.
К тому же, сама Турция могла бы, в той или иной форме, договориться с курдами, что дало бы Анкаре серьезный политический рычаг в делах на Ближнем Востоке. Но этого не произошло.