Ильгар Велизаде, Sputnik Азербайджан
В Казахстане состоялись внеочередные парламентские выборы. Они практически завершили большой электоральный цикл в стране, начавшийся в прошлом году с выборов президента страны. Особенностью нынешней кампании стало совмещение выборов в Мажилис (парламент) и маслихаты (муниципальные органы власти), с целью оптимизировать бюджетные расходы и синхронизировать общий избирательный цикл в выборные органы власти.
Новые ориентиры
Надо отметить, что бурный экономический рост последних десятилетий стал причиной стремительного изменения динамики развития общественных процессов, нашедших отражение в ходе подготовки и проведения внеочередных парламентских выборов в стране 20 марта. И в частности, решение о проведении внеочередных парламентских выборов было большей частью согласовано с социально-экономическими процессами в стране. Таким образом, подготовка к выборам, их проведение осуществлялось в соответствии с комплексом антикризисных мероприятий, направленных на обеспечение поступательного развития казахстанского общества, в соответствии с намеченными программными установками и целями.
Несмотря на различия между партиями, баллотирующимися в парламент, в Казахстане были созданы для них равные условия, и все участники предвыборной гонки получили возможность представить свою позицию по тем или иным вопросам.
Следует также отметить, что выборы в парламент, точнее, в Мажилис Парламента, проводились на основе пропорциональной системы с элементами принципа представительства. В частности, девяносто восемь из ста семи депутатов Мажилиса были избраны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Девять депутатов, представляющие различные этнические группы населения страны, избирались Ассамблеей народа Казахстана.
Качественные перемены
В целом, подготовка к электоральному процессу проходила ровно и спокойно. Причем за ходом выборов, наряду с девятьюстами иностранных, следили также местные наблюдатели, объединенные в общественном фонде "Гражданская экспертиза". Десять тысяч местных добровольцев по всей стране наблюдали как за подготовкой, так и за проведением хода голосования. Важной особенностью прошедших выборов стало то, что участвующие партии значительно сменили и омолодили список кандидатов в депутаты, таким образом, предстоящее обновление парламента будет носить качественный характер. Ведь речь идет о соответствии нового парламента тем задачам, которые будут ставиться в рамках реализации антикризисных мер.
Не случайно в основе идеологических платформ соревнующихся политических партий лежали их взгляды на проводимые экономические преобразования, где в качестве приоритетов выступал тот или иной комплекс вопросов, в зависимости от того, какой электорат партии считают для себя базовым.
Всего в выборах принимали участие шесть партий, это правящая "Нур Отан", Демократическая партия Казахстана "Ак Жол", Народно-демократическая патриотическая партия "Ауыл", Коммунистическая народная партия Казахстана и Общенациональная социал-демократическая партия. С первых же часов избиратели стали демонстрировать высокую активность. В результате, по итогам выборов общая явка по стране составила 77,1% населения. В общей сложности в списки зарегистрированных кандидатов входили 234 кандидата.
Ожидания
Однако, в Мажилис прошли только три политические партии, преодолевшие установленный законом 7-процентный барьер: партия "Нур Отан" набрала 82,15, партия, представляющая интересы предпринимателей "Ак жол" — 7,18% и Коммунистическая народная партия Казахстана, поддерживающая интересы пенсионеров и бюджетников (КНПК) — 7,14% голосов. Таким образом, по сравнению с итогом парламентских выборов 2012 года, представительство и пропорциональное соотношение политических сил не претерпело особых изменений. В то же время, в парламент прошли немало новых, молодых лиц, которым, как предполагается, будет ощутимо легче ориентироваться в решении приоритетных тем, стоящих перед страной.
Весьма примечательно, что нынешние парламентские выборы могут быть в известной степени рубежными для развития политической системы Казахстана.
Так, выступая на брифинге перед журналистами по окончании своего голосования, президент Назарбаев заявил следующее: "Изменения должны быть. Президентская система власти в Казахстане существует. Речь может идти о перераспределении власти между ветвями — Президентом, Парламентом и Правительством. Мы в этом направлении думаем. А когда это будет происходить, мы посмотрим по обстановке в экономике, мире, внутри страны. Если будет такова воля, что надо переходить на другую систему управления, мы очень серьезно над этим будем думать и думаем". Как бы ни интерпретировать смысл этих слов, ясно одно: в Казахстане реализуют не только экономические, но и всерьез задумываются о политических реформах. Какими будут эти реформы, пока никто не знает, но то, что они придадут новую динамику для развития казахстанского общества, не сомневается никто.