БАКУ, 19 мар — Sputnik. Лидеры стран-членов Евросоюза и премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, в пятницу, 18 марта, заключили соглашение, договорившись возвращать всех нелегалов, прибывших через Турцию в Грецию, в обмен на безвизовый режим для турецких граждан, три миллиарда евро и прием в ЕС сирийских беженцев из Турции.
О том, какими видятся эти договоренности со стороны и будет ли Европа соблюдать их в полной мере, Sputnik поинтересовался у политического аналитика Павла Клачкова, по словам которого, Европа сегодня переживает очень серьезный кризис, как социально-экономический, так и политический, имея при этом проблемы с мигрантами.
"Они не знают, что с этим делать, как справляться и по свойственной им привычке всегда ищут "козла отпущения", на которого можно все свалить, за счет которого можно решить свои проблемы", — считает он.
Эксперт сказал, что сегодня невозможно снять с ЕС груз вины за то, что они не препятствовали развитию кризиса, который вызвал наплыв беженцев. Это все следствие, в том числе, внутриполитических ошибок стран Евросоюза. И теперь, наворотив дел и получив этих мигрантов, они ищут какую-то жертву, за счет которой можно решить свои проблемы.
"И в качестве этой жертвы, как мне кажется, рассматривается Турция. Они пытаются полностью использовать турецкий ресурс для того, чтобы защитить себя. Только вот в этой ситуации я не очень понимаю турецкую сторону", — сказал он.
Тем не менее, политолог не исключает, что у турков просто не было другого выбора, кроме как идти в фарватере европейских предложений. Турция вполне может быть ограничена в маневрах: только таким образом можно объяснить происходящее.
Что же до европейцев, то, по мнению собеседника Sputnik, у них четко прослеживается эгоистическая позиция, потребительская линия без взаимной выгоды. И это особенно заметно в том, что некоторые страны Европы, которые фактически спихивают на Турцию неугодных им беженцев, при этом не хотят видеть эту страну в Евросоюзе и выступают против этого.
Одним словом, считает Клачков, они пытаются списать на Турцию свои ошибки и недоработки, при этом, не дав ей ничего взамен. Это не равноправное партнерство, не взаимовыгодное – то есть, Турция должна решать проблемы Европейского Союза, не будучи его частью.
"Думаю, договоренности, к которым пришли в ходе саммита его участники, со стороны ЕС, конечно, выполнены будут, но, как мне кажется, для Турции они никакой погоды не делают. И не очень понятен мотив турецкой стороны, которая на все это соглашается. Возможно, есть какие-то дополнительные аспекты, кроме тех, что прозвучали в публичных заявлениях", — предположил он.
Турция пытается сохранить себя, как договаривающуюся сторону, предполагает политолог. По принципу – пусть это не равноправный договор, пусть мы для Европы, как всегда, делаем больше, чем она для нас, но там с нами разговаривают. Возможно, это какой-то элемент легитимации существующего турецкого режима, попытка закрепить его какие-то внешнеполитические позиции.
Эксперт не исключил, что ЕС в какой-то момент может отказаться выполнять свою часть договоренностей, так как кризис способен разворачиваться по совершенно катастрофическим сценариям.
"Уже сегодня ходят разговоры о возможном распаде Евросоюза, и, если он произойдет, никто никакие договоренности соблюдать уже не будет. А распасться он может, кстати говоря, и в результате кризиса с беженцами, потому как меры, принимаемые в этой плоскости, сегодня могут им не помочь", — сказал он.
Тогда, естественно, встанет вопрос – какой смысл соблюдать то, что не работает, подчеркнул Клачков, заметив, что, если ситуация с беженцами будет и дальше ухудшаться, то все достигнутые договоренности могут превратиться в хлам.