БАКУ, 17 мар – Sputnik. Турецкой стороне придется ускорить работы и привлечь дополнительные финансовые средства, чтобы выполнить анонсированные президентом Турции Реджепом Тайип Эрдоганом новые сроки запуска железнодорожного проекта Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Об этом Sputnik заявил постоянный представитель секретариата Международной правительственной комиссии (МПК) TRACEКA в Азербайджане Акиф Мустафаев.
В ходе проведенной 15 марта пресс-конференции по итогам V заседания Совета стратегического сотрудничества высокого уровня Турция-Азербайджан президент Эрдоган заявил об открытии движения по этому железнодорожному коридору уже в декабре текущего года.
По словам Мустафаева, эти слова, высказанные первым лицом Турции на встрече столь высокого уровня, означают ускорение хода работ на турецком участке, так как первоначально речь шла о завершении строительства в следующем году.
"Обозначенный президентом Турции новый срок сдачи в эксплуатацию заставит турецких чиновников ускорить работы, и в случае необходимости, изыскать дополнительные средства", – отметил эксперт.
Конечно, не стоит рассчитывать на то, что с самого момента введения в строй проекта БТК объем грузов резко увеличится, отметил представитель TRACEКA. Вначале пройдут тестовые перевозки грузов, и лишь после того, как будет установлен четкий график движения поездов, можно будет говорить о наращивании грузопотока по заявленному маршруту – от Лондона до Пекина. "На сегодня существует политическая воля руководителей стран региона, и предпринимаются шаги по упрощению процедур, снижению тарифов для увеличения грузопотока по коридору TRACEКA", – заявил эксперт.
Тестовые контейнерные поезда из Украины – один через Актау, другой через Туркменбаши –показали, что в транзите грузов между Западом и Востоком имеются определенные проблемы. Например, отметил эксперт, обратно из Китая вагоны в основном возвращаются уже пустыми.
"Отсутствие регулярности грузовых перевозок из Украины приводит к весьма низкой рентабельности паромных перевозок, и страны-участники уже довели тарифы практически к себестоимости грузоперевозок", – заявил Мустафаев.
По его словам, после завершения тестовых контейнерных перевозок со стороны Украины наступает так называемый прикидочный этап, в рамках которого грузоотправитель рассматривает, насколько выгодно организовать начало регулярных перевозок. Пока что говорить о конкретных предложениях рано, однако, "маршрут вызвал достаточно большой интерес и, возможно, к нему присоединятся Германия и страны Прибалтики".
Презентация возможностей Транскаспийского международного транспортного маршрута Китай-Европа состоялась 16 ноября 2015 года в Киеве в рамках "круглого стола". В мероприятии приняли участие представители железнодорожных администраций Украины и Казахстана, морских администраций и крупных транспортно-логистических операторов Казахстана, Азербайджана, Грузии.
В июле 2015 года был запущен первый контейнерный поезд Nomad Express по маршруту Китай (Шихези) – Казахстан (Достык-порт Актау) – Азербайджан (Кишлы). Расстояние протяженностью 4 726 км поезд преодолел всего за шесть суток. В настоящее время прорабатывается возможность отправки грузов по маршруту Транскаспий через Украину и далее в страны Европы и обратно. Развитие Транскаспийского пути также нацелено на реализацию Плана действий "Украина-Казахстан на 2015-2017 годы" ("Дорожная карта–5"), подписанного главами государств Казахстана и Украины в октябре 2015 года.