БАКУ, 17 мар – Sputnik. Продолжая прогулки по Ичери Шехер (Старому Городу), мы отправились изучать великолепный образец классической восточной архитектуры — Дворец Ширваншахов.
Sputnik Азербайджан продолжает проект "Экскурсии по Городу ветров" – о культурных и исторических достопримечательностях Баку. Мы уже прошлись по центральным улицам и оглядели главные памятники Старого Города. Познакомились с историей и легендами Девичьей башни ("Гыз Галасы"), являющейся на протяжении многих столетий главным символом Баку. Вспомнили советский комедийный кинохит "Бриллиантовая рука" режиссера Леонида Гайдая и прошлись вместе с нашим гидом по следам его съемок. Отведали хрустящий, ароматный тендир, узнав традиции домашней выпечки в самом сердце многомиллионного города. А насытившись, отправились на экскурсию во Дворец Ширваншахов — древнюю резиденцию правителей Ширвана.
Проходя сквозь величественный портал, оглядывая минарет, усыпальницу и двор комплекса Ширваншахов, понимаешь – тут иная красота, особая, не нуждающаяся в "дворцовых" интерьерах, щедро украшенных лепниной и золотом.
Как рассказал наш гид, знаток Старого города Рахиб Азери, строительство дворца было начато еще в XIII веке, а завершено только в XVI веке. Характерная особенность комплекса – довольно сложная форма. Да, в течение трех веков комплекс переживал многое – и разрушения, и восстановления. Над возведением строений трудились разные архитекторы, им удалось создать гармоничный комплекс, объединенный едиными формами и стилем.
"Интересно то, что Дворец по сей день является самой высокой точкой Ичеришехер. В те далекие времена ни одно здание и строение в Старом городе не должно было быть выше Дворца Ширваншахов", — рассказал гид.
Легенда гласит: когда задумали возведение дворца, по всему городу развесили куски мяса. И именно в том месте, где мясо сгнило позже всего, начали строительство – это значит, среда здесь была чистая и здоровая. Помимо огромного дворца, ансамбль включает мечеть, построенную в 1411 году, а также баню, усыпальницу, знаменитый Мавзолей Дервиша, водохранилище и Диван-хане, но об этом чуть позже. По сей день сохранились мечеть с минаретом, зал заседаний, усыпальница, бани и мавзолей, и несмотря на частые реставрационное работы, ансамбль сохраняет дух старины.
"Для осмотра этого сложного комплекса обычному туристу может хватить и получаса, но любители исторических древностей с удовольствием проведут здесь не менее двух часов. Учитывая и то, что сегодня дворец представляет экспозицию в формате 3D", — говорит Азери.
Итак, входим в главное здание комплекса. Перед нами дворец – внушительное здание, состоящее из пяти десятков комнат. Здесь представлена интересная экспозиция древних предметов быта, украшений, оружия, монет, музыкальных инструментов. Следующий зал открывает перед нами изумительно красивые шемахинские ковры. А в самом углу стоит национальный инструмент – кеманча, отсюда и льется дивная восточная мелодия. Из центра круглого зала во все стороны ведут полуоткрытые резные двери. В отдельном зале представлена экспозиция древнего оружия. Шесть веков назад здесь находилась грозная стража, охраняющая шаха, этим оружием и владели слуги Ширваншахов, додумывали мы про себя. А далее – шебеке (окна с мелким узорным переплетом, заполненным цветными стеклами), национальные украшения и сувениры ручной работы, словом – загляденье.
"Если успели заметить, интерьер Дворца не так роскошен, как другие известные восточные резиденции. И эта особенность позволяет почувствовать уникальную атмосферу древнего Азербайджана", — поделился с нами гид.
К зданию Дворца прилегает восьмигранное здание Диван-хане с каменным куполом, украшенным арабской вязью над главным входом. В свою очередь, усыпальница ширваншахов представляет собой прямоугольное здание с шестигранным куполом, снаружи декорированным звездами. Под его сводом находится погребальное помещение, включающее пять гробниц: три взрослые и две детские. В нижнем дворе Дворца – мечеть: три входа, обращенные к различным частям света, два молельных зала – отдельно женский и мужской, минарет и служебные комнаты. Главный северный вход оформлен порталом с округлыми нишами для обуви.
Отметим, реставрационные работы не окончены и по сей день.
"Я уже рассказывал вам, что в Старом городе при реставрации не используют лагунду, сохраняют каждый камешек. Так и во дворце… Отрадно, что после последних реставрационных работ и открытия новой музейной экспозиции число посетителей возросло. А среди них не только жители, но и гости города", — заключил наш гид.
Нехотя поглядываем на часы. Увы, прогулка подошла к концу. Надо возвращаться к делам и суете современного города. Покидая дворец, мы повернулись окинуть взглядом строение еще раз, убеждаясь, что перед нами поистине архитектурная жемчужина древнего Баку.
Ну, а в следующий раз мы отправимся рассмотреть национальные сувениры и поделки ручной работы.