БАКУ, 29 фев – Sputnik. В Иране на прошлой неделе прошли всеобщие выборы в парламент (меджлис) десятого созыва и выборы в пятый по счету состав Совета экспертов ИРИ.
О том, какую оценку можно дать прошедшим выборам, каким будет дальнейший внутриполитический расклад и чего ждать от этой ситуации Азербайджану, Sputnik побеседовал с грузинским экспертом, иранистом, экспертом по Ближнему Востоку Василием Папавой.
Голоса в пользу реформ
После того, как в июле 2015 года в Вене было заключение Соглашение по Иранской ядерной программе, позиции реформаторов заметно укрепились, что, в свою очередь, подтверждают результаты выборов, утверждает эксперт.
По его словам, согласно предварительным данным, большинство депутатских мест, отведенных в парламенте представителям Тегерана, получили реформисты. Консерваторы же сохраняют прежние позиции в регионах страны.
Эксперт отметил: заметно и то, что на фоне итогов выборов позиции президента Роухани сильно укрепились, это может позволить реформистам углубить диалог с Западом. Но не стоит сбрасывать со счетов позиции консерваторов, чье влияние в Совете Экспертов и силовых структурах традиционно особо сильно.
Отвечая на вопрос, каким будет внутриполитический расклад после выборов, собеседник Sputnik заметил, что все же говорить о решительной победе реформистов в Иране не приходится, так как политическая структура страны устроена таким образом, чтобы в корне исключить резкий внешнеполитический сдвиг Тегерана.
По словам Папавы, среди политических структур страны, помимо парламента, стоит упомянуть и Совет экспертов. Это высший орган власти, который выбирает духовного лидера – высшего руководителя страны. Совет избирается сроком на восемь лет и имеет намного большее влияние на иранскую политику, чем парламент и исполнительная власть в лице президента.
"Следует отметить, что многим умеренным политикам было запрещено выставлять свою кандидатуру. В их числе был и Хасан Хомейни, внук основателя Исламской республики аятоллы Хомейни", — подчеркнул он.
Дружба на Южном Кавказе
Что же до Азербайджана, то, по мнению эксперта, в течение многих лет отношения между двумя государствами были прохладными. Последний визит Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Иран в значительной степени улучшил и расширил спектр сотрудничества между Баку и Тегераном. Были подписаны важные документы политического, торгово-экономического, энергетического характера.
"Данный визит совпал с периодом отмены ядерных санкций против Ирана, что само собой является позитивным фактором, который отразился практически на всех вопросах, которые обсуждались в рамках данной встречи. Тегеран, в свою очередь, стремится укрепить свои позиции на Южном Кавказе путем налаживания добрососедских отношений, как с Тбилиси, так и с Баку", — сказал он.
По словам ираниста, политика Ирана на Кавказе базируется в первую очередь в сфере экономических интересов. Основными задачами Тегерана в регионе можно считать: недопущение дестабилизации в северо-западных провинциях Ирана, которые граничат с Кавказом; расширение торговли с государствами Южного Кавказа; прокладку транспортных инфраструктур и экспорт энергоресурсов на Запад.
Как видно, отметил политолог, Венские соглашения создают новые условия, при которых Иран старается укрепить свои позиции на Южном Кавказе, что в контексте нарастания противоречий между Турцией и Россией дает Тегерану возможность заполнить образовавшийся вакуум и "завоевать" новые рынки сбыта своей продукции в регионе.
"Также Иран старается ограничить возможности Турции, как важного члена NATO и близкого союзника США в Ближневосточном регионе, в котором у Тегерана есть свои собственные стратегические интересы и политические цели", — утверждает эксперт.
По словам нашего собеседника, окончательные итоги выборов 2016 года в Иране станут известны в ближайшие дни. В случае решительной победы реформистов, заключил Папава, ожидается повышение темпа активности Ирана на Кавказе, что в новых геополитических реалиях вписывается в уже озвученную президентом Рухани позицию по увеличению Тегераном представительства в данном регионе.