БАКУ, 24 фев – Sputnik. Недавние высказывания министра образования Азербайджана Микаила Джаббарова по поводу возможного изменения механизма вступительных экзаменов в вузы стали поводом для широких дискуссий, и даже беспокойства, среди населения.
Так, по словам министра, нынешняя тестовая система, наряду с преимуществами, имеет также свои недостатки. В ближайшие два-три года изменений не будет, однако впоследствии система будет меняться. Таким образом, это коснется тех детей, которые сейчас учатся по системе куррикулумов. Министр отметил, что в настоящее время идут консультации с председателем Государственной комиссии по приему студентов (ГКПС) Малейкой Аббасзаде.
"В ходе тестовых экзаменов риторика, письменные навыки, речь уходят на второй план. Будущее выпускника фактически решается в течение трех часов раз в год. В мире есть и другие системы. Нужны новые инструменты для оценки знаний студентов, и в настоящее время мы работаем над этим", – сказал Джаббаров.
Политолог Зардушт Ализаде, комментируя для Sputnik слова министра образования, отметил, что есть такие сферы науки и образования, где тестовая система себя не оправдывает. Дети в школах зачастую занимаются просто зубрежкой. Во многих случаях это приводит к тому, что дети, которые не могут независимо мыслить, на вступительных экзаменах получают максимальные баллы. В дальнейшем, в процессе учебы в вузе выясняется, что у таких студентов средний или даже низкий уровень.
Но, в то же время, все мы помним, для чего была введена тестовая система, отмечает Ализаде. По его словам, до обретения независимости абитуриенты поступали в вузы либо по блату, либо за деньги. "Затем к власти пришли представители партии "Народного фронта Азербайджана", которые и ввели у нас тестовую систему, взяв за основу турецкую модель", – напомнил политолог, добавив при этом, что при любом раскладе, тестовая система позволила многим детям из бедных, малообеспеченных семей поступить в институт и получить бесплатное образование.
Обществу нужны честные, образованные, талантливые дети
По словам Ализаде, в последующие годы в системе образования начали происходить изменения. Уровень среднеобразовательных школ значительно понизился. Родители, которые имели хорошие материальные возможности, начали нанимать своим детям репетиторов для подготовки к поступлению в вуз.
"В результате дети из семей с высоким и средним достатком получали высокие баллы и поступали в институт, а способные дети из бедных семей вновь оставались за бортом", – заметил политолог.
По мнению политолога, система образования работает не сама по себе, а выполняет определенный заказ. "Если общество обращается к средней школе, вузу, с призывом подготовить честные, образованные кадры с независимым мышлением, обещая при этом создать все условия для обеспечения их хорошей работой и условиями жизни, тогда вся жизнь общества направляется в положительное русло, появляются сильные педагоги и грамотные студенты", – говорит политолог.
Однако, продолжает он, если общество требует "слепых", безропотных, трусливых и бессовестных людей, которые потом пристраиваются в бюрократическую машину, тогда и школа готовит неучей, трусов и бездарей. "Именно в этом и заключается вся наша трагедия, а не в том, что тестовая система имеет какие-то изъяны", – считает Ализаде.
Комментируя слова министра о том, что применяемые сегодня экзамены не могут передать способности абитуриента по письменным и устным навыкам, риторике, возможности мыслить логически, политолог отметил, что "Азербайджану больше нужны грамотные инженеры, химики, геологи, физики, нежели риторики".
Педагоги должны быть отстранены от процесса проведения выборов
В свою очередь, бывший (первый) председатель ГКПС в Азербайджане Вургун Эйюб считает, что слова министра были неверно истолкованы. По его мнению, речь скорее идет не о полной отмене тестовой системы, а об ее совершенствовании.
"У тестовой системы есть множество преимуществ. К сожалению, эта система была внедрена в нашей стране как механизм борьбы со взяточничеством, хотя это четвертая, а то и пятая положительная сторона данной системы", – отметил он.
Экзамены в средней школе должны проводиться Министерством образования, а вот выпускные экзамены можно доверить ГКПС, считает Эйюб.
"Если выпускник средней школы не обладает хорошо поставленной речью, не может свободно выражать свои мысли, имеет ограниченное мировоззрение, то причины надо искать в самой школе. И справляться с этим надо на выпускных экзаменах", – отметил он, добавив при этом, что средняя школа должна научить каждого ребенка грамотно писать и говорить.
"Образованный выпускник может, к примеру, не знать слова гимна или какие-то детали из истории, однако это неправильно. Тот, кто хорошо знает физику или химию, должен понимать, что вместе с тем он обязан знать государственные символы", – считает Эйюб.
По его словам, обычный экзамен в любом случае не позволяет избежать субъективизма при оценивании знаний, при этом не обязательно, чтобы каждый экзаменатор ставит себе цель срезать абитуриента.
Касаясь перспектив развития системы образования в целом, он отметил, что не видит условий для проведения коренных реформ.
"Невозможно изменить систему одними только приказами и указами. Необходимо сделать так, чтобы система образования никак не зависела от органов исполнительной власти. Педагоги должны быть однозначно отстранены от процесса проведения выборов. Это только первые шаги, после которых можно определить дальнейшие цели", – заключил эксперт.
Отмена тестовой системы может способствовать росту коррупции
Общественно-политический активист, получивший образование за рубежом, Бахтияр Гаджиев заявил Sputnik, что одно из главных достижений Азербайджана за годы независимости заключается в применении последние 20 лет тестовой системы для поступления в вузы, которая позволила покончить с коррупцией.
По его мнению, отказ от тестов в пользу собеседований или иных способов, связанных с субъективными факторами, могут создать проблемы: "По нынешней системе абитуриенты, сдавая всего один экзамен, могут подавать документы одновременно в несколько вузов, в один из которых они определяются со стороны ГКПС в соответствии с набранными балами. А отмена тестов все перевернет – слабые абитуриенты смогут поступить, а какой-то выпускник с хорошими показателями может остаться вообще за бортом", – считает Гаджиев.
Кроме того, добавил он, отмена тестовых экзаменов при поступлении в вузы будет способствовать росту коррупции.
Ведущие вузы мира, помимо документов, демонстрирующих успехи и достижения выпускников вне занятий в школе, требуют результаты потенциальных студентов по стандартным экзаменам, таким как IELTS, SAT, GRE и другие. То есть, отмечает Гаджиев, в любом случае будущий студент должен продемонстрировать свои знания и способности, которые оцениваются по тестовой системе.
"При этом большинство ведущих вузов расположены в странах, которые имеют высокий индекс прозрачности, полученный от международных организаций. Там уже никто не обсуждает человеческий фактор или факты коррупции при приеме студентов", – заключил он.