В Иране впервые после отмены санкций состоялась встреча президента Азербайджана Ильхам Алиева с иранским коллегой Хасаном Рухани.
О том, чего ждать в отношениях двух стран по итогам данной встречи, рассказал в интервью Sputnik политолог, директор Фонда конструктивной политики Абдул Нагиев.
- Каково ваше видение прошедшего накануне визита?
— Надо отметить, что это первый визит президента Азербайджана после снятия международных санкций с Ирана. Со снятием санкций меняется геополитическая и геоэкономическая ситуация в регионе. Визит Ильхама Алиева важен как в политическом, так и в экономическом контексте: Азербайджан связывают с Ираном религиозная, культурная, а в значительной степени, и этническая общность. Обе страны находятся в поисках новой формулы взаимовыгодного сотрудничества и в этом плане визит, надо отметить, был достаточно продуктивным. Он открывает новую страницу в двухсторонних отношениях.
- Стороны намерены укрепить усилия против международного терроризма. Будет ли Иран поддерживать Азербайджан на международной арене?
— Борьба с терроризмом – эта та сфера, которая может объединить практически все страны земного шара. В данном направлении все поддерживают друг друга, и думаю, Тегеран и Баку тоже вполне могут действовать сообща.
Что же касается поддержки Ираном Азербайджана на международной арене, то здесь необходимо отметить, снятие санкций с этой страны не говорит о полном восстановлении доверия к ней со стороны мирового сообщества. На международной арене позиции Ирана пока еще достаточно слабы и его поддержка Азербайджана малоэффективна. Но этого нельзя сказать о региональном раскладе, где Иран может играть одну из ключевых ролей.
Иранская внешняя политика, как у большинства стран, базируется на национальных интересах своего государства, но, в отличие от других, выстроена через призму религиозно-идеологической системы. Ввиду этого иранская политика отличается многогранностью, глубиной и сложностью.
Рассчитывать на полноценную политическую поддержку на международной арене со стороны Ирана, думаю, не стоит, но по определенным вопросам подходы сторон могут совпадать, и страны будут поддерживать друг друга.
- Насколько в целом реальна идея совместного инвестирования в свободные экономические зоны (СЭЗ)?
— Для оздоровления экономики, которая долгие годы находилась под санкциями, Иран сегодня нуждается в инвестициях. В принципе, совместное инвестирование Азербайджана и Ирана в СЭЗ на территории ИРИ вполне реальны. В отношениях Азербайджана и Ирана все взаимосвязано, политика и экономика держатся крепко друг за друга. В этом вопросе все во многом будет зависеть от достижения положительных результатов в других, более важных направлениях.
Нерешенный территориальный конфликт Азербайджана накладывает свой отпечаток на политико-экономические решения, принимаемые в Баку, и это прекрасно понимают в Тегеране. Вопрос соинвестирования в СЭЗ в отношениях Азербайджана и Ирана вторичен, но вполне реален.
- Будет ли все-таки создан транспортный коридор "Север-Юг" и что он даст обеим странам?
— Строительство коридора "Север-Юг" находится в активной фазе. Еще в декабре 2015 года президентом Азербайджана было подписано постановление об ускорении работ по его строительству.
И хотя в данном вопросе Баку испытывает давление со стороны Запада, тем не менее, проект укладывается в концепцию многовекторной внешнеполитической доктрины страны. И все попытки убедить азербайджанскую сторону отложить строительство до лучших времен не увенчались успехом.
Проект объединяет две крупные региональные державы — Россию и Иран — через территорию Азербайджана, и имеет как политические, так и экономические преференции. Если не возникнут какие-либо форс-мажорные обстоятельства, проект будет запущен в эксплуатацию в ближайшее время.
- Если говорить о взаимных инвестициях, то, каково сегодня сотрудничество стран в этом вопросе?
— Режим санкций против Ирана долгие годы сдерживал взаимные инвестиции Ирана и Азербайджана. Точек соприкосновения взаимных интересов достаточно много, появилась потребность в продвижении и углублении экономических отношений двух стран.
В соответствии с соглашением между Азербайджаном и Ираном, создана и работает совместная комиссия по вложению взаимных инвестиций. Она занимается поиском в обеих странах сфер, привлекательных для вложения капитала.
Азербайджан играет исключительную роль во внешней политике ИРИ и иранское правительство заинтересовано в дальнейшем развитии взаимного сотрудничества.
Сегодня объем взаимных инвестиций достаточно низкий, но существует огромный потенциал увеличить товарооборот между двумя странами. Одной из основных задач для Баку является развитие двухсторонних отношений с Ираном с целью блокировки участия Армении в региональных проектах.
Армянская сторона в последнее время анонсирует достижение договоренностей по транспортировке иранского газа в Грузию через свою территорию. Одним из камней преткновения в отношениях Баку и Тегерана остаются ирано-армянские отношения, но, учитывая масштаб взаимных интересов Ирана и Азербайджана, все маневры армянской стороны будут безрезультатными.
Тегеран, безусловно, будет стараться диверсифицировать свои поставки, но азербайджанская позиция минимизирует негативные последствия этих отношений для своей региональной политики.
- Как может отразиться нынешнее сближение России и Ирана на Азербайджане?
— Сближение России и Ирана – это вопрос достаточно сложный. Конфликт интересов между этими странами имеет ярко выраженный оттенок, и говорить о перманентном сближении этих двух стран не стоит.
Конфликт интересов между этими странами просматривается как в экономической плоскости, так и в политической. Вчера интересы Москвы и Тегерана совпадали в сирийском направлении, но ситуация развивается так стремительно, что уже завтра интересы этих союзников могут разойтись.
Азербайджан географически находится между этими двумя крупными региональными державами и выстраивает взаимовыгодные отношения, как в северном, так и южном направлении. Сближение этих стран происходит через призму интересов каждого, а они у них разные. Ввиду этого, сближение позиций Ирана и России в сирийском направлении не несет угрозу интересам Азербайджана.