БАКУ, 12 фев — Sputnik. Иран может начать производить расчеты за поставляемую на мировые рынки нефть не только в евро, но и в китайских юанях, а также в других сильных валютах, но не в долларах, заявил исполняющий обязанности замминистра нефти Масуд Хашемиан Эсфахани (Masoud Hashemian Esfahani). По его словам, Иран не хочет зависеть от американской валюты и ее циркуляции в мире.
Как пояснил чиновник, из-за определенных ограничений Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), Ирану не прибыльно торговать нефтью в долларах.
К чему может привезти отказ Ирана от расчетов за нефть в долларах? Своим мнением по этому вопросу поделился в интервью корреспонденту Sputnik Persian Марине аль-Ша‘лан иранский независимый эксперт-экономист из Германии, выпускник Азербайджанского института нефти и химии Мохсен Максуди (Mohsen Maghsoudi).
"Решение по де-долларизации иранской нефти, на первый взгляд, выглядит больше политическим, чем экономически мотивированным и обоснованным. Даже некоторые аналитические ресурсы уже успели заявить о том, что этот шаг со стороны Ирана – не что иное, как попытка нарушить американскую нефтедолларовую систему-гегемон на Ближнем Востоке.
Но мне кажется, что здесь вопрос намного глубже, чем просто пропаганда. Иран значительно пострадал в период санкций. Значительные активы, полученные за счет продажи нефти, были заморожены. Сегодня со стороны США звучат новые вызовы – введение санкций из-за испытания Ираном баллистических ракет. Поэтому, возможно, принятое решение об осуществлении расчетов не в долларах – это попытка обезопасить иранские активы от новых односторонних американских санкций.
К тому же, не стоит забывать, что основную часть покупателей иранской нефти составляют Китай и страны Европы, с которыми Иран также ведет активную торговлю, приобретая другие товары. Поэтому переход на расчеты в национальных валютах (евро и юанях) для Ирана будет очень выгодным. Еще один момент, на который следует обратить внимание, это то, что доллар – не исключительно американская валюта, это международная денежная единица. Сегодня доллар служит основной валютой в резервных фондах многих государств, в частности, является основной валютой резервов Китая. Поэтому если позиция доллара ослабнет, то, естественно, Китай тоже пострадает от этого", — говорит эксперт.
Однако ситуация не столь однозначна, считает Максуди. По его словам, здесь все зависит от покупателей.
"Как вы знаете, сегодня Министерство нефти Ирана заявило о том, что страна намерена увеличить производство нефти еще на 1 миллион баррелей в сутки. Но найти покупателей для этого объема нефти – одна из сложнейших задач для Ирана. Полный отказ от доллара и переход на евро может эту задачу только усложнить. Ведь, скорее всего, для потенциальных покупателей выгоднее все же будет вести расчеты в долларах, поскольку основная денежная единица их валютных резервов – доллар. Иначе эти страны при таких условиях расчетов могут просто отказаться от покупки иранской нефти, и Иран потеряет клиентов.
Поэтому здесь необходимо принимать коллективное решение главных союзников Ирана на нефтяном рынке. Если, скажем, валютные резервы Китая исчисляются в долларах, то нужно смотреть, насколько Китай хочет вести расчеты в своей национальной валюте, выгодно ли это будет ему, укрепится ли от этого юань. Здесь необходимо, чтобы и китайские экономисты и эксперты высказали свои прогнозы. Но в любом случае, решение о переходе на другую валюту в расчетах по нефтяным сделкам должно быть выгодным для всех акторов. Основная задача стоит не в том, чтобы отказаться от доллара в пользу евро или юаня, а по самой выгодной цене продать больше нефти".