БАКУ, 10 фев — Sputnik. Заявление, сделанное президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом по возвращении из латиноамериканского турне, о нежелании "совершать в Сирии ту же ошибку, что и в Ираке", имея в виду решение парламента Турции не предоставлять территорию страны американским военнослужащим для участия в военной операции против Ирака в 2003 году, вновь вызвало в турецкой политической среде ожесточенную полемику вокруг данного решения.
Абдулатиф Шенер, занимавший в тот период пост вице-премьера и находившийся в близком окружении Эрдогана, в интервью Sputnik Турция рассказал о "закулисье" принятия решения 1 марта 2003 года. По словам Шенера, Эрдоган был недоволен отказом парламента от содействия американским войскам, между тем, данное решение укрепило имидж страны и лично Эрдогана.
"Отказ парламента принять резолюцию, которая предусматривала размещение на территории страны американских войск и участие турецких солдат в военных операциях на территории Ирака, был воспринят как внутри страны, так и на международной арене в качестве доказательства здорового, эффективного функционирования парламентской системы в Турции. Парламент, проголосовав против принятия направленной правительством резолюции, убедительно продемонстрировал силу демократических институтов турецкого общества в глазах ЕС.
С другой стороны, этот шаг укрепил степень доверия Турции со стороны арабских стран мусульманского мира. Отказ от участия в военном вторжении в Ирак вызвало одобрение многих арабских монархий и усилило позиции турецких властей. Можно сказать, что отправной точкой активного взаимодействия Эрдогана с арабским миром стало решение, принятое парламентом 1 марта 2003 года. Эрдоган хотел, чтобы резолюция была принята, но этого не произошло. Однако отказ парламента сыграл на укрепление имиджа Турции и лично авторитета Эрдогана", — считает Шенер.
Он подчеркнул, что во время голосования по проекту резолюции на депутатов парламента от Партии справедливости и развития (ПСР) оказывалось серьезное давление для того, чтобы они проголосовали "за".
"В партийных рядах высказывались различные мнения. Эрдоган, будучи лишь председателем партии, оказывал очень сильное давление для того, чтобы депутаты ПСР проголосовали за принятие резолюции. Голосование должно было проводиться тайно, но, думаю, что никакого намека на тайность не было. В рядах партии царила очень напряженная атмосфера, те, кто отказались от участия в голосовании, открыто назывались предателями.
Давутоглу в тот период был советником. Все его высказывания были путанными, многозначными и далекими от конкретики. Я ни разу не слышал, чтобы он выразил точку зрения четко и конкретно, не прибегая к различного рода уловкам. Он постоянно уклонялся от прямого ответа", — говорит экс-заместитель премьера.
По мнению Абуллатифа Шенера, недавнее заявление Эрдогана, сделанное им по возвращении из латиноамериканского турне, было посланием для США в стремлении продемонстрировать: "Я – ваш самый надежный союзник".