БАКУ, 9 фев — Sputnik. Самая крупная автомобильная компания Ирана Iran Khodro заинтересована в совместном с Азербайджаном производстве автомобилей. Об этом заявил директор компании Хашим Йеке Заре.
“Мы планируем, что 80% инвестиций в совместное производство автомобилей будут вложены со стороны Азербайджана, а 20% – со стороны Iran Khodro, причем эти 20% будут состоять из сервисных и технических услуг”, – сказал Заре.
Комментируя подобную перспективу, эксперт–экономист Вугар Байрамов заявил Sputnik, что совместное производство автомобилей не сможет повлиять на рынок Азербайджана в короткие сроки, так как сам процесс займет достаточно много времен.
"В любом случае, организация собственного производства станет весьма положительным обстоятельством, прежде всего потому, что будет способствовать снижению зависимости от импорта", — отметил Байрамов.
Вообще, было бы лучше, если бы Азербайджан начал производство автомобилей совместно с брендовыми компаниями развитых стран мира. К примеру, можно обратиться к опыту Узбекистана, куда инвестировали продвинутые компании из Японии и Южной Кореи, считает эксперт.
По его словам, привлечение к сотрудничеству известных мировых брендов и организация с их помощью местного производства могут помочь повышению экспортных возможностей государства. Байрамов выразил надежду на то, что автомобили, которые будут производиться совместно с Ираном, смогут выйти на международные рынки – даже несмотря на то, что сделать это сейчас будет очень трудно.
Если учитывать, что в страну ввозятся подержанные и сравнительно недорогие автомобили из Европы, конкурентоспособность местных машин будет намного хуже, чем хотелось бы.
"Однако, Азербайджан нуждается в налаживании подобных производств. Это важно, прежде всего, с точки зрения создания новых рабочих мест и, опять-таки, поможет устранить зависимость от импорта”, — отметил Байрамов.
При этом эксперт считает, что иранская компания наверняка захочет наладить сотрудничество с машиностроительным заводом в Гяндже, обладающим достаточно широкими техническими возможностями, административными и прочими ресурсами.
В свою очередь, председатель Общественного объединения "Участники рынка недвижимости" Рамиль Османлы считает, что помимо Нахчыванского автомобильного завода, другого реального производства легковых автомобилей в Азербайджане нет.
"Это означает, что в стране есть условия, потребность и возможность для вложения инвестиций в сферу автопроизводства", — заявил эксперт.
Что касается дивидендов от возможного сотрудничества, то, по мнению аналитиков, все будет зависеть от типа и состояния автомобилей, их розничной цены, ниши на рынке и других факторов. Если продукция будет отвечать интересам покупателей, то ее можно будет успешно продвигать.
Согласно статистическим данным Государственного таможенного комитета АР, в 2015 году в Азербайджан было импортировано 26 785 тысяч автомобилей. В 2014 году эта цифра равнялась 63 368 тысячам.