БАКУ, 5 фев — Sputnik. Накануне в Москву с неофициальным визитом и с целью личной встречи с президентом России Владимиром Путиным приехал экс-госсекретарь США Генри Киссинджер.
Примечательно, что этот, как говорят в Кремле, носящий личный характер визит состоялся на фоне заявления бывшего госсекретаря США Хиллари Клинтон о том, что Россия пытается изменить границы в Европе, сложившиеся после Второй мировой войны. А также – на фоне слов главы Пентагона Эштон Картер, который и вовсе считает Россию главной угрозой национальной безопасности США.
О том, для чего в условиях напряженности между двумя странами легендарный американский политик прибыл в Москву, и каким будет дальнейшее развитие отношений России с США после этого визита, Sputnik побеседовал с российским экспертом.
До окончания предвыборного цикла в Соединенных штатах ничего хорошего для российско-американских отношений ждать не стоит в принципе, считает российский политолог, профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Дмитрий Евстафьев.
Кроме этого, отметил эксперт, бытует ложное мнение о том, что Киссинджер – это "хороший полицейский". Нет, "хороший полицейский" в данном случае – Хиллари Клинтон. И мы должны это очень четко понимать, потому что она накрепко связана с политикой перезагрузки с Россией, и с клинтонской политикой партнерства с Москвой.
"А "плохой полицейский" – это как раз-таки Киссинджер. Бывший госсекретарь — это человек, который, с определенного рода словесным инструментарием и рядом ритуальных фраз о партнерстве, обычно приезжает, чтобы выдвинуть какой-то ультиматум или предупредить о грядущих проблемах с США", — сказал он.
По словам собеседника Sputnik, если вспомнить весну 2013 года, то тогда он приехал сначала в Россию, потом в Украину, после чего, собственно говоря, и начался сам Майдан, то есть попытка силового отрыва Украины от России. Так что и в этот раз мы должны исходить из того, что приезжал наш замечательный друг Киссинджер, чтобы выдвинуть нам очередной ультиматум, считает эксперт.
"Другой вопрос – почему он приехал именно сейчас? А приезжал он по той простой причине, что ситуация на Востоке начинает приобретать слабо контролируемый характер. А Киссинджер – один из немногих представителей ныне живущей, современной американской политической элиты, который хотя бы как-то представляет себе, как эти восточные вещи работают. Он один из немногих людей, которые, несмотря на свой возраст, могут вести предметный разговор о Среднем Востоке, о Прикаспии и т.д.", — считает Евстафьев.
Кроме этого, политолог напомнил, что Киссинджер в свое время получил Нобелевскую премию за достижение мирного урегулирования с Вьетнамом. Но, прежде чем он начал это мирное урегулирование, они вместе с тогдашним президентом США, впоследствии ушедшим в отставку по обвинению в Уотергейтском скандале, Ричардом Никсоном, устроили так называемые рождественские бомбардировки Ханоя. Абсолютно варварское, циничное и геноцидальное, по сути, действие, которое было направлено на то, чтобы уничтожить как можно больше гражданских вьетнамцев. Они не бомбили военные объекты, они бомбили исключительно жилые кварталы и гражданские объекты. И тем самым они подталкивали вьетнамское руководство к более податливой позиции на переговорах в Париже, сказал он.
По словам эксперта, поэтому, в то время как Киссинджер получал Нобелевскую премию, по-хорошему он должен был бы сидеть в тюрьме в ожидании смертного приговора за истребление порядка сотни тысяч вьетнамских граждан, которые были убиты варварскими методами, с использованием в том числе запрещенных боеприпасов, по его личному приказу. В этом смысле они с нынешним президентом Бараком Обамой практически двойники.
"Так что однозначно в Москву он приезжал с ультиматумом, потому что американцы явственно боятся неконтролируемого развития процессов на Ближнем и Среднем Востоке. В той ресурсной ситуации, которую выиграть они не по очкам не могут, а это для сегодняшней Америки будет означать катастрофическое поражение в стратегической конкуренции с Китаем. И разговор у него с руководством России не задался. После чего мгновенно последовали срыв межсирийских переговоров в Женеве, а также заявления ближайших союзников США – Турции и Саудовской Аравии – о возможности начала силовой операции в Сирии", — сказал он.
Евстафьев считает, что теперь надо запастись терпением, очень крепкими нервами и ждать. Так как для россиян то, что американцы начинают нервничать, очень хороший признак. Что же до того, как нейтрально в Кремле прокомментировали, казалось бы, эпохальное событие, то это само по себе говорит о том, что Киссинджер на свой ультиматум получил от российского президента отказ, сказал политолог, отметив, что в этом он полностью поддерживает российское правительство.