Баку, 1 фев — Sputnik. Турецкий МИД в пятницу, 29 января обвинил российскую сторону в том, что самолет Су-34 ВКС России на короткое время нарушил воздушное пространства Турции.
Следует отметить, что представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков отверг заявления турецкой стороны, назвав их "голословной пропагандой". А президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о своем желании пообщаться с президентом РФ Владимиром Путиным. Однако, российская сторона ответа пока не дала.
О том, как и зачем двум странам, с и без того сложными отношениями, еще более нагнетать обстановку, а также о том, к чему это может привести в дальнейшем, Sputnik побеседовал с азербайджанским и российским военными экспертами.
Складывается очень неприятная картина, сказал военный эксперт Узеир Джафаров, напомнив, что когда в прошлом году был сбит Су-24, между Россией и Турцией возникла предвоенная ситуация.
По словам эксперта, многие желали скорейшего разрешения турецко-российской проблемы. Но не успели страсти немного улечься, как 29 января случился инцидент с самолетом Су-34. Турецкая сторона вновь утверждает, что российский самолет нарушил воздушное пространство Турции, а Россия, в свою очередь, это отрицает.
"В сложившейся ситуации не может не беспокоить тот момент, что президент Турции пытался по телефону переговорить с российским руководством о сложившейся ситуации, но контакт между сторонами не состоялся, что в какой-то степени можно понять. Но с другой стороны – руководители все-таки должны учитывать тот момент, что любая неосторожность может привести к большой катастрофе. Причем, катастрофе не только между Россией и Турцией. В этот конфликт готова вмешаться НАТО, которая сегодня считается одной из самых сильных организаций в мире. И она уже обозначила свои позиции, заявив, что однозначно будет на стороне своего члена – Турции", — отметил он.
Джафаров подчеркнул, что вполне очевиден тот нюанс, что Россия и Турция ведут борьбу за Сирию и весь их конфликт связан именно с сирийским вопросом. Но дело в том, что обострение ситуации между Турцией и Россией, к сожалению, сказывается и на Азербайджане. А у нашей страны итак достаточно своих проблем, включая главную из них — карабахский конфликт, указал эксперт. Кроме прочего, и Россия, и Турция — дружественные Азербайджану страны. И по независящим от нас обстоятельствам мы сегодня оказались в тяжелом положении, когда приходится выбирать чью-то сторону, считает Джафаров.
"Странам обязательно нужно найти контакт для того, чтобы сгладить сложившуюся ситуацию. Потому как если все будет продолжаться в том же духе, то можно быть более чем уверенными, что в ближайшие несколько дней мы можем стать свидетелями более яростных заявлений, которые в дальнейшем могут перерасти в столкновения. И остановить это потом будет уже очень сложно", — заключил военный эксперт.
В свою очередь, старший аналитик Центра изучения кризисного общества, эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов заметил, что ситуация с якобы имевшим место нарушением турецкого воздушного пространства (чего не признает Россия и напротив, признают США) российским боевым самолетом сильно напоминает положение, предшествовавшее уничтожению Су-24 в ноябре 2015 года, когда турки предупреждали, а Москва их предупреждения "имела в виду".
По словам эксперта, на сегодняшний момент "кое-кто из НАТО" умеренно подбадривает Анкару. А значит, нельзя исключать новых обострений, да еще и на фоне стартующих межсирийских переговоров.
"Однако не только этим можно объяснить новый виток кризиса. Необходимо указать на то, что давление на оперирующих на севере боевиков, в том числе из группировок сирийских туркменов, в котором непосредственно участвует Россия, задающая здесь тон, в конце 2015 – начале 2016 годов только нарастало", — отметил он.
По мнению Балмасова, в результате мы наблюдаем достаточно серьезные успехи правительственных войск. А они способны похоронить пятилетние усилия Эрдогана по возвращению былой сирийской провинции Османской империи, что должно было стать прологом к разворачиванию соответствующих действий на других интересующих его направлениях.
Соответственно, отметил собеседник Sputnik, турецкое руководство демонстрирует готовность силой защитить свои интересы, доказательством чему служит ноябрьский инцидент с уничтожением российского боевого самолета. Россия же, в свою очередь, не желает уступать. Ситуация для обеих сторон крайне трудноразрешимая, ибо уступка одной означает победу другой.
Иными словами, те нерешенные противоречия, которые привели к резкому витку обострений осенью 2015 года, снова дают о себе знать, считает Балмасов, отмечая при этом, что попытка Эрдогана завить о готовности к встрече больше похожа на пиар-ход, так как вряд ли в такой ситуации Владимир Путин захочет иметь с ним дело. Но вот в случае дальнейшего обострения турецкий президент получит дополнительный козырь для обвинения России в нежелании идти на уступки и провоцировании войны.
"При этом России нельзя почивать на лаврах и полагать, что после принятых мер безопасности (усиление сил и средств ПВО на севере Сирии, а также сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков истребительным прикрытием) Анкара не решится на повторение ноябрьских действий", – считает эксперт.
По его мнению, своеобразная реакция партнеров по НАТО и, прежде всего, США, дает Анкаре понять, что она может рассчитывать на определенную поддержку как член альянса. Нельзя исключать, что определенные американские круги заинтересованы в эскалации данного конфликта (США вряд ли будут непосредственно защищать Турцию в случае начала ее войны против России), что приведет к еще большему втягиванию Москвы в "сирийское болото".
Между тем, следует отметить, что в техническом отношении попытки противодействия со стороны Анкары миссии российских ВКС в Сирии также вполне вероятны, подчеркнул политолог. Несмотря на заявления некоторых входящих в него стран о выводе с турецкой территории ЗРК "Пэтриот", которые могут быть использованы для противодействия российской боевой авиации, это не совсем так. Кроме того, здесь им может помочь и саудовский союзник, у которого они имеются на вооружении.
"Впрочем, существует много "но" против сценария перехода нынешнего конфликта в горячую фазу – несоразмерные риски полномасштабного военного столкновения для обеих сторон, способного нанести в первую очередь Турции невосполнимый урон", — считает Балмасов.
Серьезный удар по отношениям России и Турции был нанесен 24 ноября прошлого года, когда турецкий истребитель F-16 сбил в Сирии российский бомбардировщик Су-24. Президент РФ Владимир Путин назвал это действие "ударом в спину" со стороны пособников террористов. Анкара же объяснила свои действия тем, что Су-24 вошел в ее воздушное пространство. Генштаб России, в свою очередь, заявил, что данный самолет границу не пересекал, что подтверждают и данные сирийской ПВО. В результате происшедшего, президент Путин подписал указ о мерах по обеспечению нацбезопасности и специальных экономических мерах в отношении Турции.