Ее практически не видно на телевидении, наверно именно поэтому ее у нас не так хорошо знают. И возможно даже, что за пределами страны ее знают лучше, чем на родине. Сегодняшний собеседник Sputnik – видный деятель искусства, хореограф, один из признанных мастеров балета и народная артистка Азербайджана Медина Алиева.
– Как Вы, народная артистка Азербайджана, оцениваете нынешний уровень азербайджанского балета?
– Балет — это моя профессия. Если я скажу, что совсем не довольна им – это будет неправильно, потому как, если ты всем не доволен, то должен уйти из профессии. Думаю, что балет в Азербайджане нуждается в пропаганде, дабы повысить интерес зрителей. И не только у взрослых, но и у подрастающего поколения. Дети должны приобщаться к искусству, а родители – приводить своих детей в балет, чтобы у нас появлялись новые таланты.
В настоящее время интерес к спорту очень высокий. Надо, чтоб и к балету было такое же внимание, чтобы он развивался. Хочу отметить тот факт, что в первые годы после обретения независимости многие работники театра ушли из него некоторые вовсе уехали из страны. Нас тогда осталось совсем немного. Балет без труппы был на грани закрытия. Нас тогда спас Гейдар Алиев. Он приходил и смотрел на наши спектакли и для того, чтобы сохранить в стране балет, единовременно повысил зарплаты артистам в пять раз. Тогда это были большие деньги. И мы до сих пор получаем те же самые деньги…
Правда, в 2014 году президент Ильхам Алиев издал указ о создании Балетной академии, которая начала функционировать с 2015 года. И кстати, там также надо обязательно работать над пропагандой балета. В то же время, важно ставить интересные спектакли, должны быть интересные выступления. Только после этого мы сможем говорить о развитии балета.
– Сейчас интерес зрителей к театру ослаб, а как обстоят дела с балетом?
— Пусть любителей балета и не так много, но они есть. Правда, появление интернета, современных кинозалов и других развлечений понизил интерес людей к театру. Однако театр обладает энергией, которую невозможно почувствовать с экрана. Живое общение ничто не заменит. Зритель, который понимает это, приходит в театр за этой самой энергией, чтоб получить истинное наслаждение театром. Не зря всех гостей нашей страны приводят в театр оперы и балета.
– Чем балет в нашей стране отличается от балета в других странах?
– Например, беларусы весьма театральная нация. Они выходят с работы и идут в театр, чтоб духовно отдохнуть, а потом только возвращаются домой. Практически шесть дней в неделю театр заполнен зрителями. Кроме того, Большой театр в России, а также театры Италии, Франции, Германии всегда переполнены зрителями. Уровень этих театров очень высок, зрители очень довольны и поэтому вновь возвращаются туда.
- Как бы Вы сравнили уровень современного азербайджанского балета с тем, каким он был в советские годы?
– Отличия, конечно же, есть. Отличается сам танец, уже отдаются предпочтения спортивным элементам. Раньше внимание уделялось образу, сейчас самому танцу. В мире существует несколько ведущих балетных школ – российская, итальянская, французская, сейчас уже выдвигается и американская — и все они оказывают большое влияние на тенденции развития балета в целом.
– Вы получили приглашение из Беларуси и будете ставить там балет. Расскажите немного об этом.
– У нас есть культурные связи со многими странами, в том числе и с Беларусью. Впервые я посетила эту страну в 2010 году, мы ставили там оперетту "Аршин мал алан". В этом спектакле я была хореографом, а режиссером был Хафиз Гулиев. Два года спустя меня еще раз пригласили в Беларусь, на этот раз ставить оперу. Мы выбрали "Тысяча и одну ночь" и за полтора года осуществили ее постановку. На этот раз я поставила свою версию балета, которая, насколько это возможно, отличается от нашей. Вообще то, ставить совершенно новую версию достаточно сложно, но, думаю, у меня получилось. Спектакль понравился, в скором времени он уедет с гастролями в Китай.
– При каждой новой постановке, как правило, учитывается менталитет, традиции и обычаи. А Вы тоже учитываете наши традиции или…?
– Обязательно. Если я ставлю наш спектакль, я стараюсь отразить в нем всю нашу культуру, менталитет.
– Следующим, третьим Вашим спектаклем станет "Клеопатра". Каким Вы его себе представляете?
— Пока что ничего не могу сказать определенно. Сейчас еще рано об этом говорит. Идет подготовительная работа. Основная подготовка и репетиции начнутся летом. Премьера назначена на сентябрь.
- Если Беларусь или какая-то другая страна пригласить вас работать на постоянной основе, смогли бы Вы уехать из Азербайджана навсегда?
— Вся наша профессия основана на контрактах. То есть любой деятель культуры может заключить договор на определенное время и уехать в любую страну. Что до меня, то я очень часто получала такие предложения, но мысли уехать из Азербайджана навсегда у меня не было, нет и не будет. Я не могу представить себя без Азербайджана и нашего театра. Я могу уехать только по контракту и на какое-то время.