Новости

Тегеран и Ашхабад могут стать сговорчивее в вопросе статуса Каспия

© Sputnik / Александр Поляков / Перейти в фотобанкЗакат на Каспийском море
Закат на Каспийском море - Sputnik Азербайджан
Подписаться
У России нет проблем с определением границ своей экономической зоны в акватории Каспия, поскольку этот вопрос был уже давно решен с ее ближайшими соседями – Азербайджаном и Казахстаном, подчеркнул эксперт.

БАКУ, 28 янв — Sputnik. В Ашхабаде в эти дни, 27-29 января, проходит 43-е заседание рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря с участием представителей России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана.

Каспийский вопрос, надо отметить, обсуждается вот уже более четверти века, с момента распада СССР. Именно тогда число прибрежных стран с двух (Советского Союза и Ирана) увеличилось до пяти (Азербайджан, Россия, Казахстан, Иран, Туркменистан). И по сей    день этот вопрос все еще остается открытым. Ранее, комментируя предстоящую встречу, замглавы Министерства иностранных дел АР Халаф Халафов отметил, что до сих пор несогласованными остаются вопросы по Каспию, которые касаются разделения дна моря и судоходства.

О том, почему затягивается этот вопрос, каковы ожидания от заседания в Ашхабаде и каким может быть окончательное разрешение этого вопроса, рассказал Sputnik российский политический аналитик, кандидат исторических наук Олег Кузнецов.

"Мне довелось отвечать на эти вопросы российским и азербайджанским масс-медиа накануне V Каспийского саммита в Астрахани в сентябре 2014 года и сейчас, похоже, придется сделать это еще раз. Вы совершенно справедливо сказали, что проблема определения территориальных вод прикаспийских государств в акватории Каспия возникла более четверти века назад, одновременно с распадом Советского Союза. Это объясняется тем, что географически Каспийское море является так называемым "внутренним морем", не имеющим связи с Мировым океаном. Каспий – это очень большое озеро, которое люди называют морем только из-за его размеров, но на самом деле оно ничем не отличается от Виктории или Байкала, разве что вода в нем, в отличие от Байкала, соленая", — говорит эксперт.

Поэтому, по его словам, у Каспия может и должен быть совершенно иной международно-правовой статус, чем у вод Мирового океана, и он должен определяться только теми странами, территории которых с ним соприкасаются. С таким мнением Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана согласно все международного сообщество. Хотя так было далеко не всегда, отмечает Кузнецов.

Блок редуктирования, для регуляции давления газа в трубопроводе - Sputnik Азербайджан
Эксперт: Ашхабад стоит перед критически серьезным выбором

Дело в том, что сегодня вопросы судоходства, пользования природными ресурсами шельфа и биологическими ресурсами акватории регулируются нормами международного морского права, которые  распространяют суверенитет государства на 12- или 20-мильную зону от побережья. Ширина же Каспия составляет от 170 до 240 километров, или где-то 110-180 морских миль.

"Это значит, что в центре Каспийского моря есть как бы "ничейный" участок акватории, который с формально-правовой точки зрения может считаться международными водами", — напоминает эксперт.

После распада СССР страны Запада очень хотели на эту часть акватории Каспия наложить свою руку, что дало бы им возможность контролировать всю Европу до Урала и всю Переднюю и Центральную Азию до Памира, отмечает политолог. Но на пути реализации этих планов стояло единственное "техническое" препятствие: отсутствие физического доступа к этой части акватории Каспия. Единственный путь туда – через Черное море вверх по Дону, оттуда по Волго-Донскому каналу и вниз по Волге. В 1994 или 1995 году поднимался вопрос о придании этому водному торговому пути международного статуса, как у Панамского или Суэцкого каналов, после чего корабли ВМС стран НАТО уже стояли бы в Каспийском море, а в Баку, скорее всего, была бы их военно-морская база. Но у тогдашнего политического руководства России хватило здравого смысла не интернационализировать Волго-Донской канал, говорит эксперт.

Рукопожатие после подписания протокола - Sputnik Азербайджан
Железнодорожный транзит через Каспий усилит роль в регионе трех стран

Сегодня Азербайджан имеет самую малую линию побережья Каспия, Иран де-юре имеет право лишь на 12-мильную зону вдоль своего побережья, поскольку доступ этой страны к "международным водам", — будем их так называть для ясности, — перекрывают территориальные воды Азербайджана и Туркменистана. По большому счету, их могли поделить между собой Азербайджан, Казахстан, Россия и Туркменистан, но это не совсем правильно, и урегулирование этого вопроса является предметом многосторонних переговоров, каждый из участников которых на этот счет имеют собственные амбиции и достаточно аргументированную позицию, отмечает Кузнецов.

"Нет смысла в очередной раз говорить о том, что шельф Каспия – это кладовая углеводородов, а его воды – обиталище рыб ценных пород. Все это стоит огромных денег, а поэтому переговорный процесс по разделению источников получения потенциальных богатств идет столь долго и сложно". — указал эксперт.

Он особо подчеркивает, что у России нет проблем с определением границ своей экономической зоны в акватории Каспия, поскольку этот вопрос был уже давно решен с ее ближайшими соседями – Азербайджаном и Казахстаном.

"Вопрос казахстано-туркменистанской морской границы, насколько я знаю, тоже урегулирован. Остается только договориться о границах между экономическими зонами Азербайджана, Ирана и Туркменистана, острота которого всем хорошо известна", — говорит Кузнецов.

По его словам, сейчас в этот вопрос вмешался существенный макроэкономический фактор – снятие с Ирана международных санкций в связи с его отказом от реализации милитаристской части национальной ядерной программы, в результате чего, на счетах в зарубежных банках оказались "размороженными" до 1 триллиона долларов этой страны. Появившаяся для Ирана возможность осуществлять инвестиции в развитие своей экономической зоны в акватории Каспия, считает политолог, сделает официальный Тегеран более сговорчивым и инициативным в переговорном процессе. А проведение встречи рабочей группы в Ашхабаде дает надежду на то, что и Туркменистан будет готов пойти на приемлемые для него уступки.

Города мира. Ашхабад - Sputnik Азербайджан
Эксперт: в вопросе статуса Каспия пора ставить точку

В ноябре 2010 года во время III саммита в Баку было подписано пятистороннее Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, а тремя годами раньше на саммите в Тегеране было заключена Рамочная конвенция о защите морской среды Каспийского моря. "Подписание и последующая ратификация национальными парламентами этих важнейших, на мой взгляд, для развития дальнейшего международного сотрудничества в регионе Каспийского моря международно-правовых документов, наглядно показали, что Москва, Баку, Астана, Ашхабад и Тегеран не только способны договариваться между собой посредством поиска и нахождения приемлемых для всех стран компромиссов, но и имеют подобный опыт.

Вместе с тем следует отметить, что заседание рабочей группы – это техническое мероприятие, которое всегда предшествует встречам политических лидеров государств и принятиям ими политических же решений. Поэтому нынешняя встреча в Ашхабаде не предполагает принятия итоговых решений, но является очередным шагом на пути формулирования их положений, которые будут приняты, я надеюсь, в ближайшей перспективе, заключает эксперт.

Лента новостей
0