БАКУ, 26 янв – Sputnik. То, что рассказал сотрудникам ФСБ один из бывших боевиков о бандформированиях в Сирии, состоящих из выходцев из РФ и стран СНГ, это только малая часть огромной сети, которая, к сожалению, продолжает свою деятельность, заявил Sputnik ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников.
Во вторник стало известно, что Федеральные службы безопасности РФ получили от бывшего боевика сведения о террористах, которые обучались в Сирии для совершения терактов в России. Об этом сообщили РИА Новости со ссылкой на "Коммерсант". По словам бывшего боевика, который пошел на сотрудничество со следствием, в сирийском лагере обучались около 1,5 тысяч выходцев из России, вооруженных как гранатометами и стрелковым оружием, так и зенитными установками и ПЗРК "Игла" и "Стрела".
Откуда боевики
"Не секрет для российских спецслужб, что в России действуют, видимо, какие-то подпольные сети вербовки людей для того, чтобы они потом перебрасывались в Сирию, Ирак и на территории, которые контролирует группировка ИГ", – напоминает Сотников.
Вероятно, как предполагает эксперт, такая разветвленная сеть вербовщиков была заброшена достаточно давно и ранее даже не присягала на верность "Исламскому государству", а действовала от "Аль-Каиды".
Также, не секрет, по словам Сотникова, и то, что на Северном Кавказе, в Крыму, на территории Азербайджана и некоторых других стран СНГ, прежде всего, Центральной Азии, действуют исламистские и джихадистские боевики, которые принадлежат к другим различным группировкам. Так, как напоминает эксперт, в Узбекистане еще недавно очень активно было "Исламское движение Узбекистана", штаб-квартира которого была перенесена позже на территорию Пакистана и пакистано-афганского приграничья.
"Неудивительно, что этот боевик, который, как говорилось в информационном сообщении, сдал других террористов. Но он знал, конечно, только часть информации, а сеть вербовочных пунктов, которые тайно находятся на территории РФ, Азербайджана, и других государств СНГ, достаточно разветвленная и ее довольно сложно отслеживать", – считает Сотников.
Задача специальных служб России и других государств СНГ, как подчеркивает эксперт, состоит в том, чтобы выявлять этих людей, организованные пункты пересылки и отслеживать переброску этих людей. И здесь, как он отмечает, важно иметь агентурные данные, внедряя вот в эту вербовочную сеть своих агентов.
Кто поставляет оружие
Что касается оружия, которым, если верить словам бывшего боевика, обеспечены террористы, то очень много оружия и стрелкового, и тех же зенитных установок боевики, по словам Сотникова, получают из запаса оружия, накопленного террористическими организациями, которые действовали или до сих пор действуют в странах Центральной Азии.
Также, если брать территорию Пакистана, Афганистана и сопредельных с ним территорий стран ЦА, то большое количество оружия еще 10-15 лет назад, как напоминает Сотников, было переброшено со времен Афганской войны.
"Не надо забывать и о том, что некоторые страны Ближнего Востока продолжают оказывать боевикам помощь поставками оружия. Это такой налаженный бизнес через подставные компании и посредников, которые продают стрелковое оружие и те же зенитные установки вновь прибывшим боевикам. Так, ИГ, к сожалению, постоянно пополняется оружием", – разъясняет Сотников.
Таким образом, как резюмирует эксперт, часть боевиков и террористов получают оружие, когда проходят по каналам переброски потенциальных террористов из РФ, Азербайджана и стран ЦА, а часть оружия они получают уже на месте.
А был ли лагерь
Вице-президент международной Ассоциации ветеранов группы антитеррора "Альфа", полковник ФСБ в отставке Алексей Филатов убежден: рассказанная бывшим боевиком история не плод его фантазии.
"Это очень реальная история. Более того, часто задержанные люди после тщательных допросов и убедительных бесед в обмен на какие-то снисхождения идут на работу со следствием и дают очень важную информацию", — рассказывает Филатов.
Именно поэтому, по его словам, при задержании таких преступников очень важно взять их живыми, поскольку всегда есть очень большая вероятность, что с помощью такого живого или неудавшегося, как в данной ситуации, террориста получить очень важную информацию, которая спасет сотни и даже тысячи жизней.
Подтверждением тому, что такие лагеря в Сирии есть, может служить и активная боевая деятельность "Исламского государства". Ее, по словам эксперта, не было бы, если бы не было такого подготовленного "личного состава". "Мы видим, что боевики воюют, и воюют достаточно эффективно. Против них сейчас борется практически весь мир со своей мощью, новыми технологиями и серьезным вооружением", — напоминает Филатов.
Опасность у ворот
Поскольку у Москвы очень активная позиция в борьбе с боевиками ИГ, а противник несет достаточно серьезные, ощутимые потери, это вызывает, как поясняет эксперт, очень серьезную озабоченность со стороны руководителей группировки.
"Их ответ в сторону России, как и в сторону любого другого государства, которое они считают своим врагом, невозможен на поле боя: силы явно неравны. Поэтому самое эффективное оружие в руках террористов сегодня, к сожалению, это подрывная террористическая деятельность", — отмечает Филатов.
Вероятность очередных терактов, по словам Филатова, очень велика, но российская сторона предпринимает сегодня огромные усилия, для того, чтобы ничего подобного не произошло.