БАКУ, 20 янв — Sputnik. Подорожание доллара, девальвация маната, рост инфляции привели к кризису во многих сферах жизни страны, и медиа-рынок – не исключение. О том, как живется азербайджанским журналистам в это непростое время, а также путях выхода из сложившейся ситуации Sputnik рассказали несколько известных представителей СМИ.
Главный директор APA Нуршан Гулиев сказал, что все происходящее в стране не может не влиять и на прессу. По его мнению, необходимо расширить рекламный рынок и переформировать медиа-структуры. Выходом из сложившейся ситуации может стать закрытие сравнительно мелких и менее значимых газет и сайтов и "вливание" их в наиболее крупные и значимые органы.
Касаясь обстановки в APA Holdinq, Гулиев отметил, что, несмотря на негативное влияние кризиса, зарплаты журналистам не уменьшены: "Вместе с тем, в зависимости от развития процессов, мы будем стараться свести к минимуму последствия кризиса, сохранить коллектив, будем работать над тем, чтобы сохранить нынешние зарплаты журналистов".
Главный редактор сайта Azvision.az Вусал Мамедов отметил, что, в первую очередь, следует индексировать зарплаты журналистов.
"Заработная плата журналистов должна, по возможности, индексироваться. Не думаю, что есть необходимость в каких-либо дополнительных шагах", указал он.
Редактор агентства Azadinform Эльчин Байрамлы указывает, что журналисты являются одними из малообеспеченных, низкооплачивамых категорий населения: "Представьте себе, что и 15 лет назад гонорар за одну газетную полосу составлял 10-15 манатов, и сейчас. И это при том, что за последние полтора десятка лет цены поднялись минимум в 15 раз. Большинство журналистов, в том числе и я сам, не имеет собственного жилья, половина зарплаты идет на оплату съемной квартиры. Часть оставшихся денег съедают коммунальные услуги, а на то, что осталось, можно прожить в лучшем случае 10-15 дней, и то, обеспечивая лишь самые минимальные нужды".
За последний год манат подешевел на 100%, цены возросли практически на 50-60% процентов. Большинство сотрудников прессы работают в частном секторе, и повышение зарплат со стороны государства на них никак не сказывается, отметил редактор. При этом, по мнению Байрамлы, говорить о повышении заработных плат можно только в случае развития рекламного рынка.
Председатель Общественного объединения "Журналисты нового медиа", редактор сайта Strateq.az Хагани Сафароглу указывает, что положение журналистов и так было незавидным, а девальвация это еще более усугубила. Сейчас в газетах зарплаты невысокие, и на то есть объективные и субъективные причины, главная из которых — в газетах нет рекламы, их материальное положение очень плохое.
"Как известно, газеты получают доход от рекламы. Ситуация с продажами просто плачевная. Если государство не поддерживало бы СМИ, нынешняя ситуация их окончательно добила бы", считает он.
Времена, когда на нефтяные деньги средствам массовой информации оказывалась поддержка, уже остались в прошлом. Редакции должны искать инновативные методы, расширять творческую среду.
"Реорганизация медиа-структур – дело далекого будущего. Такой перспективы в настоящее время нет", – отмечает Сафароглу.
Известная журналистка, сотрудница газеты "Ени Мусават" Айгюн Мурадханлы отмечает, что работников прессы можно назвать наименее защищенной с социальной точки зрения категорией граждан.
"В нашей стране среди медиа нет такой структуры, которая бы защищала трудовое право сотрудников. Многие, ссылаясь на тех руководителей, которые сменили журналистику на "рекетирство", думают, что журналисты живут в достатке. Но это совершенно не так. Положение тех, кто на своих плечах несет основную ношу работы в прессе, очень тяжелое. Многие все еще живут на съемных квартирах или с родителями, годами не могут избавиться от кредитов и долгов", – говорит Мурадханлы.
После девальвации зарплаты во многих местах стали просто символическими. Как отмечает журналистка, основную часть дохода формирует гонорар, а гонорарный фонд напрямую связан с доходами структур. Что касается помощи государства, то, ввиду того, что эти средства выделяются – по крайней мере, так говорят руководители — на поддержание работы самих медиа-структур, "рядовые" сотрудники эту помощь вообще никак не ощущают.
Кроме того, по мнению журналистки, в ближайшее время возможно резкий рост числа безработных журналистов. "Несмотря на все трудности, руководители СМИ должны направлять все свои силы на сохранение своих команд, так как любой орган силен именно своими журналистами, которые годами приносят им прибыль", — подытожила Мурадханлы.