БАКУ, 12 янв — Sputnik. Влияние Раймонда Паулса на современное искусство и шоу-бизнес еще предстоит изучить. В частности, творчество и масштаб личности Раймонда Вольдемаровича, как оказалось, способствовали формированию личности продюсера группы "На-На" Бари Алибасова. В этом нам признался сам Бари Каримович.
– Вам доводилось встречаться с Раймондом Паулсом?
– С Раймондом Паулсом я никогда не сталкивался, о чем очень жалею. Это музыкант, которым я восхищаюсь и которому я бы хотел подражать. Он произвел на меня сильное эмоциональное впечатление. У меня есть еще один любимый композитор – польский авангардист Кшиштоф Пендерецкий. Вот для меня оба этих человека – суть моего миропонимания, развития и вдохновения в музыке.
Впервые я увидел Раймонда Паулса в середине 60-х годов. Я тогда учился в строительном институте в городе Усть-Каменогорске и уже создал группу «Интеграл». Тогда на гастролях в Усть-Каменогорском Дворце металлургов гастролировал Рижский эстрадный оркестр. Понятно, что у меня, как работника этого дворца, была возможность ходить практически на все концерты. Именно на том самом концерте Паулс произвел на меня сильное, неизгладимое впечатление.
– Каким образом? Тогда ведь у него еще не было всесоюзной славы?
– Во-первых, своим благородством. Во-вторых, необычайным аристократизмом. Все это было совершенно несвойственно советским людям. Аристократизм – это слово, которое было позорищем для советского человека. И вдруг на сцене появляется такой человек, как Паулс. Он дирижировал оркестром. Но когда он садился за рояль, от него начинала исходить магия, которую невозможно передать словами.
Его спокойное лицо с подергивающимися губами, его удивительная пластика рук и такая одухотворенная, но, в то же время, сдержанная фигура – это все притягивало так, что оторваться было невозможно.
– А его произведения Вы до этого слышали?
– Музыку Паулса я впервые услышал еще на пластинке "Вокруг света" — была такая серия гибких грампластинок. Там были разные зарубежные исполнители. И почему-то среди "импортных" исполнителей оказалась инструментальная пьеса Раймонда Паулса, которая просто очаровала своей виртуозностью. Слышен был каждый звук, каждая "бусинка" и необыкновенный, какой-то очень жесткий ритм. Мелодия завлекала и вела за собой так, что невозможно было оторваться.
Я запомнил, поскольку пьеса мне очень понравилась, что ее автор и исполнитель – Р. Паулс. И потом вдруг я этого Р. Паулса увидел уже во главе Рижского эстрадного оркестра. И вот тогда-то мне и показалось, что он – не совсем человек. Это нечто такое возвышенное, что просто необъяснимо. Его музыка лилась так спокойно, трогала настолько глубоко, что невозможно было не сопереживать каждому звуку. И я не знаю, как он это делал.
Потом, естественно, Паулс исчез из моего кругозора, а со временем исчез и Рижский эстрадно-симфонический оркестр. И вдруг он появляется со своими необъяснимыми по красоте песнями. В то время я уже активно гастролировал по стране с группой "Интеграл". Это была шумная и чуть ли не запрещенная рок-группа.
Так вот мы, играя музыку, совершенно далекую от мелодизма и игривости Раймонда Паулса, были влюблены в песню "Листья желтые". Кто ее пел – не знаю, но в поезде (а тогда, в основном, мы передвигались по центральной России на поездах) постоянно звучала эта песня. Она мне показалась очень иностранной, несмотря на то, что пелась на русском языке.
Потом обнаружилось, что это – песня того же Раймонда Паулся, которым я увлекался совсем в детстве, потом увлекся в юности, увидев его живьем. Эта песня тронула холодные сердца рок-музыкантов. Вот такая у меня связь с Раймондом Паулсом. Практически эта связь с ним длилась всю мою творческую жизнь, несмотря на то, что я никогда не был с ним знаком. И меня никто не представлял. Но это был один из немногих людей…
– С которым Вы не знакомы?
– Которого я бы хотел потрогать, к которому я бы хотел прикоснуться, с которым я бы хотел поговорить. Есть один гениальный человек – Рэй Чарльз, композитор и пианист, с которым мне посчастливилось познакомиться близко. И я испытывал дрожь, страх, когда стоял рядом с Рэй Чарльзом и общался с ним. Думаю, что точно такое же состояние возникло бы, если бы я познакомился близко с Раймондом Паулсом.
– Давайте ему что-нибудь пожелаем на юбилей?
– Как человек, который понимает, что такое здоровье (в молодости это непонятно), я желаю ему здоровья, здоровья и еще раз здоровья, бодрости духа, как можно больше физических сил. Ведь настоящие узы, которые связывают нас с нашей юностью, молодостью и, собственно, с жизнью – это музыка Раймонда Паулса. Особенно песни в исполнении Аллы Пугачевой – это просто духовный и эмоциональный взрыв.