Резкое снижение стоимости нефти во многих развитых странах мира привело к заметному снижению цен на бензин. Об условиях формирования тарифов на нефтепродукты в странах-экспортерах нефти и перспективах изменения цен на топливо в будущем году в Азербайджане глава Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан рассказал в интервью Sputnik.
По словам эксперта, ценообразование нефтепродуктов в странах-экспортерах нефти коренным образом отличается от работы этой схемы в странах-потребителях энергоресурсов.
- Почему цены на топливо в Азербайджане не снижаются?
— Начнем с вопроса, насколько в нынешней ситуации на внутреннем рынке целесообразно снижение цен на нефтепродукты? Если взять мировой опыт, то можно видеть, что в тех странах, экономика которых зависима от экспорта нефти и нефтепродуктов при снижении глобальных цен на сырье на внутреннем рынке обычно тарифы на нефтепродукты не снижаются. Почему этого не происходит: если казна остается зависимой от экспорта сырья, то доходы резко снижаются и правительство ищет, каким путем покрыть потерянные доходы от экспорта углеводородов, и где найти новые источники пополнения казны.
Обычно, в первое время страны тратят на это свои валютные резервы. Однако, если это занимает продолжительный период времени, то принимается решение о повышении тарифов на нефтепродукты. Это реальный выход из ситуации, когда с не слишком бедных слоев населения, способных содержать автомобили, за счет повышения цен на бензин пополняется бюджет.
Даже во времена Советского Союза, когда цены на нефть мировых рынках упали, правительство на 100% подняло тарифы: c 15 до 30 копеек за 1 литр бензина.
Стоимость нефтепродуктов растет в России, где ценообразование проходит по коммерческой схеме и не регулируется со стороны государства. Так, на будущий год предполагается рост цен на нефтепродукты, в том числе бензина на 2 рубля за литр.
В Казахстане этот процесс тем более очевиден, так как страна не обеспечивает полностью внутренний спрос на нефтепродукты.
В Азербайджане с момента получение независимости эти тарифы регулируются государством. Только с апреля 2014 года было отменено обязательное регулирование цен лишь на ввозимый в страну высокооктановый бензин, в то время как наиболее популярная марка АИ–92 продолжает регулироваться государством.
Объем внутреннего спроса оценивается в 1,3 миллиона тонн нефтепродуктов и 700 тысяч тонн дизельного топлива. Понятно, что при таких масштабах государство будет проигрывать от снижения тарифов на нефтепродукты, и на снижение цен не пойдет. Правительство сейчас ищет любые пути повышения доходов бюджета, и я не могу представить, что в этих условиях спустятся цены на топливо. В госбюджете отчисления автозаправочных станций считаются как доходы от ненефтяного сектора, и их объем достигает почти 1,9 миллиарда манатов.
- Тем самым, Вы скорее прогнозируете подъем цен на бензин, нежели снижение?
— Конечно, когда у правительства нет других рычагов пополнения бюджета, правительство, соответственно, будет использовать те возможности, что есть под рукой. Потому что на поверхности оказалось отсутствие хоть какой-либо альтернативы. В течении более чем полутора лет цены на нефть на мировых рынках падают, но несмотря на сокращение доходов от экспорта, импорт в страну за указанный период не сокращался. Программа импортозамещения у нас не эффективна и импорт вместо снижения повысился на 1%, согласно статданным. Соответственно, наш манат теряет в цене, поэтому Центральный банк АР с сентября 2014 года потратил свыше 10 миллиардов долларов валютных резервов, поскольку за манатом, кроме нефти, ничего нет.
- Какова себестоимость цены на автомобильное топливо?
— За 2015 год средняя цена на нефть пока не раскрыта, но скорее всего, мы будем наблюдать тенденцию к их снижению. В соответствии с данными международного аудита Государственной нефтяной компании АР (SOCAR), себестоимость 1 барреля товарной нефти (очищенной от примесей, доставленной в резервуаре для хранения и готовой к переработке) на 1 января 2015 года составляла 16 долларов. Себестоимость 80% всей азербайджанской нефти, добываемой Азербайджанской международной операционной компанией (AIOC) составляет 14,5 – 15 долларов за баррель (цена с учетом доставки и погрузки в танкер в порту Джейхан). Сама SOCAR в своих отчетах указывает, что 80-85% себестоимости нефтепродуктов приходится на сырую нефть.
- Цена на бензин в Азербайджане по сравнению соседними странами высока?
— В долларовом эквиваленте стоимость самой продаваемой марки АИ–92 низкая. В частности, если в прошлом году она составила 89 центов за литр, то сейчас — 45 центов. Иными словами, в нашем регионе бензин дешевле, наверное, только в Иране или Туркменистане.
- Ваш прогноз цен на нефть в 2016 году?
— Сейчас средняя цена нефти составляет 52 доллара за баррель. Я не сторонник ни лучезарных оценок, ни катастрофических. Считаю, что этот показатель будет находиться на уровне в 52-53 доллара за баррель в среднем за год. Но у нас другая проблема: в текущем году объем добычи удастся сохранить на уровне, приближенном к показателям 2014 года. Однако, в 2016 году прогнозируется крутой спад, сокращение добычи составит приблизительно миллиона тонн нефти, что больно ударит по нашим доходам.
Бюджет Азербайджана в 2016 году составлен с расчета 50 долларов за баррель. В 2015 году прогноз бюджета был рассчитан с 90 долларов за баррель. В 2014 году прогнозная цена в бюджет была заложена на уровне 100 долларов за баррель.