- Венера Ахметшаевна, как меняются год от года продажи халяльных товаров в России?
— До последнего времени в этой сфере наблюдался стабильный ежегодный рост. В последние два года на динамику потребления халяльной продукции негативно повлияли экономический кризис и снижение доходов населения в целом. Российские мусульмане привыкли к халяльным продуктам и не отказываются от них полностью, но сегодня, как правило, стараются экономить, потреблять в меньших объемах, чем прежде.
- Вы изучаете маркетинг только халяльной продукции?
— Я пишу диссертацию в РЭУ им. Г.В Плеханова на тему «Маркетинг культурно-обусловленных товаров». К этой группе относятся кошерные, халяльные, экологически чистые и другие товары, которые ограничены какой-то идеей. Мои исследования основаны на двухлетнем динамическом изучении маркетинга халяльных товаров, отчасти потому, что я сама – мусульманка, и эта тема мне с детства хорошо знакома.
В своей работе я даю общее понятие культурно-обусловленных товаров, рассматриваю их классификацию, динамику роста их рынка в Москве. Меня интересовало, что жители столицы знают о культурно-обусловленных товарах, как их воспринимают и как потребляют. Хотелось посмотреть, есть ли среди потребителей халяльной продукции не мусульмане.
Как ни странно, оказалось, что почти половина (около 45%) покупателей халяльных товаров ислам не исповедуют. Они воспринимают эту продукцию просто как экологически чистую, качеству которой можно доверять, потому что его контролирует Совет муфтиев России.
Меня удивило, что и мои студенты в РЭУ знают об этих товарах и покупают их. Я предполагала, что в этой теме разбирается более старшее поколение, но оказалось, что и молодежь не остается в стороне.
- Сколько россиян, по вашим данным, имеют представление о халяльных продуктах?
— Исследование проводилось в основном в Москве, и по его результатам невозможно назвать точное количество потребителей. Но наш опрос показал, что около 70% респондентов пробовали, либо пользовались халяльной продукцией или услугой, а около 85% опрошенных знают, что такое халяльные продукты.
Мы проводили наши исследования – экспертный опрос и мониторинг рынка также в Казани, и узнали, что многие производители халяльной продукции сегодня весьма активно развиваются и испытывают необходимость в разработке специальных маркетинговых стратегий. В Казани активно открываются халяльные магазины и кафе.
- Кто-то в России занимался до Вас подобными исследованиями?
— Нет, насколько мне известно, в России этого не было. За рубежом, в Дубаи, в Турции и в Малайзии, были опубликованы несколько статей и только один сборник научных работ, но они больше касались исламских финансов, специфики маркетинга для продуктов, ориентированных на религиозных потребителей, исповедующих ислам. В нашем исследовании мы обнаружили довольно много схожих факторов, которые обуславливают потребление халяльных и кошерных товаров как потребителями, придерживающимися религиозных традиций, так и потребителями, которые в первую очередь оценивают процесс производства таких товаров как экологичный, поддерживающий традиции здорового образа жизни.
- Какими методами вы пользовались в работе?
— Я использовала целый комплекс маркетинговых исследований. Среди них были изучение рынка по данным из интернета, глубинные интервью с потребителями и производителями халяльной продукции, экспертные опросы посетителей ежегодной выставки «Халял Экспо». Мы изучали, какие новые товары ежегодно выходят в этой категории. Например, открытием для меня стал выход на российский рынок в текущем году детского халяльного питания.
- В сферу вашего исследования попали только продукты питания?
— Да, я акцентировала на них свое внимание, но в определенной мере рассматривала и некоторые связанные с ними услуги в сфере туризма и образования. Например, в Казани работают детские сады, школы и даже один институт, получившие сертификат «Халяль». Учащихся кормят халяльной едой, требуют от них соблюдения некоторых требований к одежде, кроме того, расписание занятий выделяет им время на молитву.
В этом году сертификат «Халяль» получили еще несколько гостиниц в Москве. Конечно, такая сертификация для гостиниц тоже касается питания.
Можно отметить направление, связанное с производством одежды. Сегодня очень много швейных компаний в своей продукции делают упор на традиционные модели для мусульман, хотя эта одежда пользуется определенным спросом и у людей, не имеющих отношения к исламу.
- Каким вы видите практическое применение своей работы?
— Она может быть полезна компаниям-производителям халяльных продуктов, даст им рекомендации как правильно позиционировать продукт, какие инструменты коммуникации окажутся наиболее эффективными.
По результатам экспертных интервью мы узнали, что все производители одежды понимают, что им нужен маркетинг, но не все понимают, как его следует применять для конкретного предприятия или производственной цепочки. Как правило, сначала они полагаются только на рекламу, выставки и «сарафанное радио». Но потом у них возникает потребность развивать свой бизнес дальше, и они для продвижения своих товаров начитают активно обращаться к соцсетям и интернет-сайтам.
Что касается производителей продуктов питания, то они нечасто используют маркетинговые инструменты и возможности даже при формировании цены на продукцию, и лишь ориентируются на конкурентов. Поэтому сегодня научно-практические исследования дальнейшего развития этой отрасли, которыми мы занимаемся, думаю, будут очень актуальны.