БАКУ, 10 дек — Sputnik. Президент Турции Тайип Эрдоган заявил, что турецкие военнослужащие размещены на военной базе на севере Ирака по просьбе премьер-министра страны Хайдера аль-Абади с 2014 года, передает РИА Новости со ссылкой на агентство Reuters.
"Армейские части находятся в лагере в Башика по запрос аль-Абади с 2014 года", — заявил Эрдоган в интервью телеканалу "Аль-Джазира". —Я сейчас спрашиваю: почему он молчал с 2014 года?"
Эрдоган также обвинил иранских и иракских шиитов в этнических преследованиях суннитов в Ираке и Сирии.
"Что будет с суннитами? Там находятся сунниты-арабы, сунниты-туркмены, сунниты-курды. Они должны чувствовать себя в безопасности".
Эксперты расходятся в оценках действий Турции в Ираке. Так, сенатор и кандидат в президенты США Линдси Грэм заявил в интервью агентству Sputnik, что ввод Турцией войск в Ирак и требование правительства Ирака об их выводе с территории страны — следствие отсутствия единства среди членов коалиции, борющейся с радикалами ДАИШ (запрещена в РФ).
"То, что вы видите, является расхождением интересов в Ираке по причине отсутствия безопасности. То, что Турция пытается сделать — это взять некоторые из этих вопросов безопасности в свои руки", — заявил Грэм.
Грэм, недавно посетивший Ирак, заявил, что он понимает обеспокоенность премьер-министра страны Хайдера аль-Абади по вопросу размещения турецких войск. По его словам, эта обеспокоенность происходит из-за недостатка уверенности в существовании плана в ликвидации ДАИШ с территории страны и восстановлении контроля правительства в захваченных боевиками районах.
Накануне премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что ввод турецких войск на территорию Ирака является актом солидарности, а не агрессии. По словам премьера, турецким военным инструкторам в регионе угрожали боевики группировки "Исламское государство" (арабский вариант — ДАИШ). "Когда эти угрозы возросли, мы послали войска охранять этот лагерь, это был акт солидарности, а не агрессии", — говорил Давутоглу.
По данным иракских властей, 4 декабря турецкий танковый батальон вошел в иракскую провинцию Найнава под предлогом подготовки бойцов курдских народных отрядов, воющих с террористами. Иракское дипломатическое ведомство и министерство обороны назвали присутствие турецких военных "враждебным действием", которое не было согласовано с властями.
Турецкие военные остаются в Ираке, несмотря на ультиматум правительства этой страны. Турция объясняет отправку войск в Ирак необходимостью охранять турецких инструкторов, которые обучают бойцов народного ополчения в тренировочных лагерях в провинции Найнава.