Согласно последним данным, стоимость азербайджанской нефти AzerLight опустилась до 41,58 долларов за баррель. Учитывая, что в параметры государственного бюджета Азербайджана на 2016 год заложены 50 долларов за баррель, отставание от прогнозных характеристик обещает быть весьма значительным, если котировки «черного золота» на мировых биржах не пойдут вверх в ближайшие три-шесть месяцев.
Данное снижение последовало за падением стоимости марки Brent: фьючерсы с поставкой в январе достигли 39,82 долларов за баррель: до такого уровня Brent опускался последний раз в феврале 2009 года. Причиной очередного «черного вторника» для рынка нефти аналитики называют пятничное совещание участников Организации стран-экспортеров нефти (OPEC), в ходе которого вопрос снижения квот на добычу даже не обсуждался. Как результат, квота сохранилась на уровне 30 млн баррелей ежесуточно, что означает серьезное превышению предложения над спросом. Экономическая причина губительного для нефтецен решения — это отсутствие достоверных данных о возвращении на рынок углеводородов Ирана после снятия санкций. В следующий раз размеры квот будут обсуждаться на саммите OPEC в Вене, назначенном на 2 июня 2016 года, так что минимум погода рынку, а следовательно, и ориентированным на экспорт нефти странам, предстоит существовать примерно в сегодняшних условиях.
Перемены к лучшему — если верить глобальным аналитикам — должны произойти ближе к середине следующего года. В частности, агентство Fitch Ratings прогнозирует, что средняя цена Brent в 2016 году составит порядка 55 долларов за баррель. И хотя после вчерашнего падения котировки несколько откатились наверх, составив к середине среды 40,8 долларов за баррель Brent, очередного достижения баланса между интересами всех участников нефтяного рынка еще предстоит дождаться.
К сожалению, реальность такова, что значительное падение цен на нефть способно повлечь за собой новую волну напряжений в азербайджанской экономике. В первую очередь эта ситуация затронет обеспечиваемый доходами от продажи углеводородов азербайджанский манат, которому угрожает новая волна обесценивания. Полгода назад национальная валюта потеряла 34%, и даже без учета нынешнего снижения нефтевыручки наблюдатели опасались очередного (пусть и не такого значительного) шага девальвации. Сейчас ее вероятность еще больше повышается, тем более что официальные валютные резервы Центрального банка Азербайджана, традиционно используемые для выравнивания курса, уменьшились с 14,996 млрд долларов на начало декабря 2014 года до 6,245 млрд к началу текущего месяца. Следовательно, курс маната, пусть даже и привязанный к мультивалютной корзине, придется отпустить.
В свою очередь, этот процесс повлечет за собой комплекс иных событий, с которыми жители Азербайджана уже знакомы. Это увеличение долларизации экономики, в том числе за счет продиктованного паническими настроениями избавления от ослабевшего маната (что только усилит падение нацвалюты). Это угроза капитализации банковского сектора, все еще играющего ключевую роль на национальном рынке капитала. Это диктуемое элементарной логикой сокращение затрат всех без исключения юридических лиц (они же — работодатели), а следовательно, закрытие рабочих мест или, как альтернатива, снижение размера заработных плат, в особенности нелегальных.
Можно также ожидать очередного витка кредитного кризиса, когда о неспособности выплачивать обязательства по ссудам заявят заемщики, дл сих пор не входящие в группу риска. Это снижение уровня жизни населения, как из-за уменьшения общих денежных доходов, так и по причине падения покупательской способности поступающих в распоряжение граждан и бизнеса денежных средств, а также роста их расходов в абсолютном выражении. Последняя проблема станет гарантированной реальностью «благодаря» росту потребительских цен, сначала на импортную продукцию, а вслед за ней и на отечественную, даже импортозамещающую. Экономическими законами такой оборот объяснить сложно, но опыт показывает, что торговые и сервисные предприятия систематически делают попытки повысить цены даже в относительно благоприятных условиях, пользуясь любым поводом вроде роста тарифов на энергоносители (и даже без оного).
В выигрыше останутся только предприятия-экспортеры, доход которых от курсовой разницы будет расти тем энергичней, чем слабее окажется манат, а шансы на рост производства, популярности среди потребителя и развитие бизнеса должны повышаться обратно пропорционально. Но, как известно, их роль (за вычетом предприятий-экспортеров нефтяного сектора) в наполнении бюджета крайне незначительна.
Переходя к госбюджету, а точнее, ожидаемому влиянию на него низких цен на нефть, приходится констатировать общеизвестный факт, что казна все еще преимущественно зависит от нефтевыручки. Несмотря на то, что при составлении проекта бюджета-2016 перспектива снижения доходов страны от продажи нефти и газа были учтены и многие не приоритетные статьи урезаны, расчеты все же делались, исходя из упомянутых выше 50 долларов за баррель. В частности, ожидается, что доходная часть бюджета составит 14,566 млрд манатов (что на 25,1% меньше прогноза на 2015 год), расходная — на уровне 16,264 млрд манатов (на 22,9% ниже данных на этот год). Для сравнения, на 2015 год цена на нефть была заложена на уровне 80 долларов за баррель, доходы бюджета прогнозируются в 19,4 млрд, расходы — в 21,1 млрд манатов. О том, какой окажется в среднем за текущий год стоимость барреля AzeriLight, станет известно в январе. Однако, первые свидетельства того, удалось правительству уложиться в назначенные рамки, или нет, можно будет наблюдать уже в конце декабря, когда традиционно закрываются экспортные и бюджетные счета и при нехватке ликвидности выявляются известные проблемы.
Забегая в будущее, можно ожидать, что даже при достижении нефтеценами критически низких величин первоочередные бюджетные обязательства социального характера должны быть выполнены, поскольку от этого зависит престиж власти. Государственная инвестиционная программа, как известно, уже значительно сокращена, и при необходимости на ней придется экономить в первую очередь. В целом, влияние периода низких цен на нефть на исполнение бюджетных прогнозов, как по наполнению казны, так и по ее расходам, незамеченным не пройдет. Как известно, для роста поступлений сделано достаточно много, в первую очередь усилена налоговая дисциплина и внесены, мягко говоря, неоднозначные поправки в Налоговый Кодекс, увеличивающие обязательства двух самых массовых бизнес-направлений (общепит и розничная торговля). В качестве компенсации и для улучшения делового климата, напротив, принято решение о сокращении числа проверок субъектов предпринимательства и числа лицензий. К сожалению, в условиях обесценивания национальной валюты и неизбежного стремления экономики к шоку эффект от нововведений может быть меньше, чем ожидается.
В целом, и предпринимателям, и потребителям потребуется дополнительное время для адаптации к новым условиям. Тем не менее, удешевление нефти, хотя и означает ухудшение возможностей для экономического роста и инвестиций, принципиально не угрожает макроэкономическому и бюджетному балансу. По крайней мере, об этом высокопоставленные представители экономического блока правительства акцентируют внимание, начиная с прошлой зимы, когда впервые стало ясно, что возврата к высоким нефтеценам не будет.