Новости

Вобьют ли США клин между Россией и Турцией - отвечает тюрколог

© © Alexander NEMENOV / various sources / AFPПрезидент РФ Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган
Президент РФ Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Сам по себе визит президента США Дональда Трампа в Анкару на российско-турецких отношениях не скажется, так как уравнение здесь гораздо сложнее, считает тюрколог Юрий Мавашев.

БАКУ, 2 мая — Sputnik, Александра Зуева. Задача Вашингтона - убедить Анкару не становиться "клиентским государством Москвы", сказал Sputnik Азербайджан востоковед, руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев.

Военный обозреватель Александр Жилин - Sputnik Азербайджан
Военный эксперт: демонстрация суверенитета Турции непривычна для Вашингтона

Турецкие СМИ накануне сообщили, что президент США Дональд Трамп в июле намерен совершить визит в Турцию. Дополнительная информация о визите пока не предоставляется.

Сравнительно недавно известная американская газета The Hill опубликовала аналитический материал под заголовком "Сотрудничество с Россией обойдется Анкаре дороже, чем она предполагает". Выражая мнение большинства американских конгрессменов, газета ясно дает понять турецкой стороне, что ее ожидают, прямо скажем, не самые приятные сюрпризы в случае продолжения курса ЗРК С-400, отметил Мавашев.

Причем, если раньше Вашингтон мог угрожать только выведением Анкары из программы F-35, в которую турки уже инвестировали более 1,25 миллиарда долларов, или прекращением сотрудничества с Турцией по военно-стратегической линии в принципе, то теперь, в частности, речь идет об энергетическом секторе Турции, который является ахиллесовой республики, подчеркнул тюрколог.

"А именно: формирование новых региональных альянсов не будет включать Турцию", - заметил собеседник Sputnik Азербайджан, напомнив, что один из таковых альянсов уже формируется в Восточном Средиземноморье.

Так, в середине января Египет, Израиль, Греция, Кипр, Иордания, Италия и Палестинская администрация провели Газовый форум Восточного Средиземноморья для выработки политики, направленной на освоение природных ресурсов региона, напомнил востоковед. Симптоматично, что Турция в списке участников отсутствовала: ее просто не пригласили, отметил он.

Рукопожатие - Sputnik Азербайджан
Быть ли альянсу Азербайджан-Россия-Турция - отвечает востоковед

Однако тенденция может измениться, когда Турция будет интегрирована в эти форматы, намекает американская сторона. Но для этого Вашингтону нужна более сговорчивая Анкара, считает Мавашев.

"Ну, а пока сенаторы Боб Менендес и Марко Рубио представили Акт о безопасности и партнерстве в Восточном Средиземноморье, который предусматривает снятие американского эмбарго на поставки оружия греческому Кипру. И тут ясно, против кого направлены эти инициативы: выгодополучателем ни Турция, ни Турецкая Республика Северного Кипра не окажутся", - сказал тюрколог.

Задача США в том, чтобы убедить Турцию не становиться "клиентским государством Москвы", когда Анкара впадет в "чрезмерную", по мнению Вашингтона, зависимость от России в оборонном и энергетическом секторах. Об этом они пишут вполне открыто, акцентируя внимание турецкого руководства, которое, конечно же, внимательно читает американскую прессу, что страна может оказаться в изоляции, испортит отношения со своими соседями по региону Египтом, Израилем, Грецией, Кипром, Иорданией и другими, сказал собеседник Sputnik Азербайджан.

Друзья в дефиците: почему Эрдоган нужен Путину, а Путин – Эрдогану? >>

Любопытно, что на сцену внутренней политики "выплыли" и экс-соратники Реджепа Тайипа Эрдогана. К примеру, экс-премьер Турции Ахмет Давутоглу вчера картинно под камеры "спас" сторонника партии ПСР (партии президента), пытавшегося свести счеты с жизнью на мосту через Босфор, отметил востоковед.

Президент РФ Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время встречи - Sputnik Азербайджан
Никто не может требовать от Турции отказаться от покупки у России С-400 - Эрдоган

"Символично? – Да. Сигнал недвусмысленный для Эрдогана", - подчеркнул Мавашев.

Задача России очевидно состоит в том, чтобы усиливать прежде всего гуманитарный вектор российско-турецкого сотрудничества - он же "мягкая сила". Пока же могу констатировать, что меры и шаги, предпринимаемые Москвой в этом отношении – это "в час по чайной ложке". Для этого достаточно сравнить, сколько фондов действует на территории Турции от ЕС (и какое у них финансирование) и сколько - российских. Тогда все становится на свои места, считает тюрколог.

Сам по себе визит Трампа на российско-турецких отношениях не скажется, уравнение здесь сложнее: оно состоит из шагов России, Турции, США и других региональных игроков, таких как Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и ряд других, заключил собеседник Sputnik Азербайджан.

Лента новостей
0