БАКУ, 2 сен — Sputnik. В Беларуси чемпионку Европы и мира по вольной борьбе Юлию Раткевич называли предательницей, когда она начала выигрывать для Азербайджана один престижный турнир за другим. Хотя в том, что она выходила на ковер за другую страну, настаивает спортсменка, виноваты исключительно обстоятельства. В белорусскую сборную же ее не взяли, забраковали из-за здоровья. А она хотела бороться. И побеждать.
"Наверное, в той ситуации никто не виноват. Мы пытались сделать все, чтобы я осталась здесь. И я, и тренеры, которые тогда возглавляли национальную сборную, но спортивные медики сказали "нет", побоялись взять ответственность. Тогда как раз была история с Димой Дебелко, который к Олимпиаде делал сгонку веса, и у него отказала почка. И вот на этом фоне они начали перестраховываться. В итоге меня "закрыли", — рассказывает спортсменка.
За Беларусь на взрослых соревнованиях она успела выступить в 2005 году на Чемпионате Европы, стала третьей. А потом, выступая за Азербайджан, стала первой на Чемпионате мира в 2009-м и на Чемпионате Европы в 2011-м. С лондонской Олимпиады привезла бронзу, на олимпиаде в Рио заняла обидное четвертое место, после чего решила завершить спортивную карьеру и стать тренером.
О том, как ей давались все эти переезды и победы, а также о том, почему все опять идет к тому, что тренировать она поедет чужих чемпионов, Юлия Раткевич рассказала корреспонденту Sputnik Беларусь Вере Дашкевич.
Даже домой заехать не дали
До этого обидного запрета на выступления в 2007-м Юлия показывала хорошие результаты, хотела и, главное, могла побеждать. Но решение было принято, и, чтобы хоть как-то поддержать явно талантливую спортсменку, один из тренеров национальной сборной по вольной борьбе Анатолий Ермак нашел ей работу — тренировать детей в СДЮШОР №7.
"И что получилось: я тренирую, а родители приходят и спрашивают: а почему вы не выступаете? Вы же еще молодая… Я подумала и напросилась на чемпионат республики. В общем, четыре дня тренируюсь, еду и выигрываю "республику". И, получается, ставлю в глупое положение спортивных чиновников… В итоге в следующий раз они меня просто не допустили. И, в принципе, я их понимаю: я становлюсь первой, и кого везти на международные чемпионаты?" — рассуждает Раткевич.
Позвонить в Баку ей предложил знакомый. А она, говорит, девушка рисковая — взяла и позвонила. Ее попросили приехать на какой-нибудь небольшой международный турнир, сговорились на соревнования в Одессе.
"Я же все это время со своими девочками-воспитанницами тренировалась, баловалась. Но, наверное, на пользу. В общем, приехала в Одессу и стала третьей. В итоге они меня сразу забрали в Азербайджан. Даже домой не дали за вещами заехать. Я звоню мужу, плачу: "Я домой не приеду. Они хотят меня сразу же забирать". А он говорит: "Нечего, давай езжай", — смеется Юлия.
Медальный дождь
Первым серьезным стартом за Баку стал Чемпионат мира — Юлия стала восьмой и завоевала лицензию на Олимпиаду. Но в Пекин она не поехала — забеременела.
"Знаете, я не жалею. Ребенок важнее всех медалей. Может, я в Лондоне потому и стала третьей — свое я взяла", — говорит Юлия.
Она пять раз поднималась на пьедесталы на чемпионатах мира: в 2009-м — за золотой медалью, в 2010-м и 2014-м — за серебром и в 2013 и 2015-м — за бронзой. Еще в ее копилке золото Чемпионата Европы в 2011-м и казанской Универсиады-2013, а также десятки других наград.
На вопрос о самой значимой награде Юлия, не задумываясь, выдает: золото чемпионата мира.
"Это была первая серьезная медаль. К тому же, я подготовилась к нему, по сути, за четыре месяца. Это после родов. Никто же не ожидал. Обо мне же никто не слышал. Кто такая Раткевич? Все рассчитывали, что Азербайджан приехал на один круг… А в итоге мы взяли Кубок. Впервые и, по сути, единственный раз подвинули с первого места японок", — рассказывает Юлия.
В тот год азербайджанские "вольницы" взяли два золота и одно серебро. А еще те соревнования запомнились ей особой атмосферой в команде: не было конфликтов, была сплоченность. Был хороший тренер Орест Скобельский.
Потом он ушел, отношения в команде разладились. И Юля обратилась за помощью к своему детскому тренеру.
Тренер
К Василию Крезо она попала из дзюдо. Записалась вместе с одноклассницами в секцию — к Михаилу Шабета, или "дяде Мише", а тот убедил девчонок перейти в вольную борьбу.
"А мы же сопротивлялись, думали: как это так, мы же предаем дядю Мишу — такая вот детская психология. Но он нас заставил. И мы оказались у Крезо", — рассказывает Юлия.
Когда она уезжала в Азербайджан, договорилась с Василием Дмитриевичем, что в случае необходимости будет просить его о помощи. В итоге после "золотого" Чемпионата мира вернулась к Крезо.
"Он вернулся ко мне после "мира" и готовил к лондонской Олимпиаде. Я выступала за Азербайджан, но все это время тренировалась с нашими белорусскими "классиками" в зале на улице Калиновского в Минске. Да, были сборы на Украине, да, в 2011 году накануне Олимпиады нас заставили на время переехать в Баку, и год мы жили там. Но все остальное время я тренировалась и готовилась здесь", — рассказывает Юлия.
С 2010 года к выступлениям за Азербайджан ее готовили белорусские тренер, массажист, медик и даже психолог. Собственно, благодаря этой относительной свободе, считает Юлия, она и смогла добиться таких результатов.
"В другой бы стране не смогла. Потому что здесь я работала сама на себя. Все планирование, оплата работы тренера были на мне. Я сама решала, где надо бороться, где не надо. И да, я считаю, что не на всех турнирах надо бороться. В Азербайджане, конечно, немного заставляли, настаивали, чтобы мы боролись и показывали результат. Но мы же не роботы. Мы же должны где-то уступить, чтобы потом выстрелить", — рассказывает Юлия.
Если бы Крезо был с ней в Рио, полагает Раткевич, у нее могла бы быть еще одна олимпийская медаль. Она готова была оплатить ему все расходы, но белорусского тренера в состав азербайджанской команды не включили. Юлия стала четвертой.
"Первые две-три схватки были очень неплохие. Очень даже. Колумбийку прошла на выдохе, и уже было ощущение, что я заняла третье место. А нельзя было расслабляться. Надо было, чтобы тренер сказал: не расслабляйся, ты еще ничего не взяла. А тренера рядом не оказалось… В итоге проиграла за 15 секунд. Было очень обидно. Я ночь не спала. Это был такой стресс, я почти год отходила от этого", — признается спортсменка.
Поражение оказалось настолько болезненным, что она решила завершить карьеру и вернуться домой.
И снова оказалась не нужна
А вот, кстати, когда она стала одну за другой завоевывать для Азербайджана медали, как отреагировали белорусы? Не просили ли вернуться? Пытались, рассказывает Юлия. Но не получилось.
"Я очень хотела вернуться. Очень хотела выступить за Беларусь на Вторых Европейских играх. Белорусская федерация борьбы делала все, что могла, но не получилось: борцы не могут, как футболисты, менять команду несколько раз. Это печально, потому что очень много кто хотел меня увидеть. Но, увы, не получилось", — признается Юлия.
Выступать за Беларусь она может только во внеолимпийских дисциплинах. Чемпионка мира и Европы Юлия Раткевич, к примеру, будет бороться за страну на Всемирных Играх кочевников. Это соревнования, которые включают в себя национальные виды спорта — от стрельбы из лука и скачек до соколиной охоты. Юлия поучаствует в борьбе на поясах, которая называется алыш.
Что касается большого спорта, то она могла бы помочь Беларуси как тренер, но и здесь — увы. Максимум, что ей смогли предложить дома, — все те же детские группы.
"Мне дали группы, маленьких детей. Но мне с ними не очень интересно. Я же знаю спортсменов, у меня все эти 15 топовых спортсменов расписаны… И знаю, как подготовить другого, научить его, что делать, чтобы побеждать того или иного топа. Я открываю свой блокнотик и могу сказать, против кого, когда и что делать. Я же такую гигантскую работу проделала…" — с горечью признается Юлия.
Но вместо этого она вместе с Василием Крезо, который воспитал и ее, и многократного призера чемпионатов Европы и мира Василису Марзалюк, ходят по школам, показывают медали и приглашают записаться в секцию. Ее доход детского тренера — 100 рублей в месяц.
"Еще сужу соревнования в Беларуси. И хочу получить международный сертификат, чтобы судить соревнования по вольной борьбе. Учу английский и готовлюсь к экзаменам на получение третьей категории международного судьи. В октябре планирую ехать в Пермь — на экзамен. Но до этого я должна сдать все лицензии, должна подтвердить, что я закончила с большим спортом", — рассказывает олимпийский призер.
От тренерских амбиций тоже не отказывается. Говорит, предложения из-за границы уже поступают, но она пока не спешит. Не хочет, чтобы ее снова назвали предательницей.