Кямаля Алиева
Коллектив первого азербайджанского инклюзивного театра ƏSA ("Трость") в новом театральным сезоне представит зрителям спектакль "Маленький принц" по мотивам одноименного произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Одну из главных ролей в постановке сыграет Гюнай Мамедова, которая считается единственной не только в Азербайджане, но и в мире актрисой, полностью лишенной зрения.
Ей пришлось пройти через бесконечные трудности, но несмотря ни на что она не сломалась, нашла в себе силы и продолжила жить ради своей семьи, дочери. И самое главное - Мамедовой удалось найти любимое дело и стать актрисой. Она уже три года играет в театре ƏSA и была задействована в таких постановках, как "Люди и мыши", "Париж взорвался", "Голубая птица" и других. Подробно о своем творчестве и необычной истории жизни она рассказала в интервью Sputnik Азербайджан.
- Расскажите, как вы стали актрисой?
- По образованию я юрист. Долгое время после окончания университета работала по своей специальности, пока у меня не возникли проблемы со зрением. Я вынуждена была уйти с работы и устроиться в другое место, но и там долго не смогла задержаться. Обращалась во многие места, но никто не брал меня на работу.
Всему виной были мои глаза. Они постепенно стали плохо видеть. Часто ходила к врачам, мне сделали операцию, но это не помогло. Вначале у меня ослеп один глаз, а потом и второй также начал терять зрение. В 2014 году оно стало ухудшаться, а в 2015 году я полностью ослепла.
У меня даже желания не было стать актрисой, но я с детства любила театр. Вместе со своей покойной матерью я смотрела многие азербайджанские спектакли, но актрис в нашем роду никогда не было. Для меня все произошло совершенно случайно.
Я поступила в медицинский колледж в Баку и решила стать детским массажистом. О существовании же театра ƏSA узнала благодаря своей двоюродной сестре Жале, которая поступила в Азербайджанский государственный университет культуры и искусства. Она нашла для меня номер основателя этого театра - Нихад муаллима (Нихад Гуламзаде - авт.) и помогла ему написать.
До этого меня снимали для передачи на одном из местных телеканалов. Она пришлась по душе многим зрителям. Я послала ссылку этой передачи Нихад муаллиму и попросила дать мне возможность встретиться с ним, а потом уже - отказать. До этого я обращалась во многие места и везде мне отказывали, поэтому думала, что и он тоже откажет.
- Но он согласился встретиться с вами?
- Да, за что я ему безумно благодарна. Правда, мне долго пришлось ждать от него ответа. Посмотрев ролик этой передачи, он предложил мне стать актрисой его театра.
- А с чем у вас связана потеря зрения, в чем причина?
- Мне врач сказал, что, оказывается, у меня с рождения была атрофия зрительных нервов. Мои родители даже не подозревали об этом. Я об этом узнала совсем недавно. Мне казалось, что я ослепла из-за того, что много читала или же какую-то инфекцию занесла в глаза.
В детстве у меня не было никаких проблем со зрением. Я отлично видела и очень хорошо училась. После поступления в университет у меня начались боли в обоих глазах.
- Неужели у вас нет шанса восстановить зрение?
- Если бы у меня была в норме сетчатка, то я бы смогла заново видеть, наверное. Честно, не знаю точно, возможно ли это. Я уже давно не хожу к врачам, и не из-за того, что устала их посещать, а из-за того, что каждый раз они говорят мне одно и то же - "нет".
Я лечилась не только в Азербайджане, но и за рубежом, но, к сожалению, никто мне не смог помочь. Может, в будущем пойду к врачу, чтобы узнать, что нового появилось для таких людей, как я, но не надеюсь.
Письмо дошло: министерство разрешило проблему культурного грабежа театра "Трость" >>
Насколько мне известно, есть лишь один способ - это установка чип-камеры в сетчатку глаза, но это очень дорогостоящая операция, поэтому не хочу даже думать об этом.
- Но после потери зрения у вас началась новая жизнь…
- Да, именно новая жизнь. Ужасно было к ней привыкать. Я поняла, что у меня нет другого выхода. Не могу найти слов, чтобы описать все трудности, через которые мне пришлось пройти. Даже чай не могла себе налить или что-то приготовить. Каждый раз обжигала руки. У меня не было никакой помощи. Я, как младенец, начала всему учиться заново.
Я заранее знала, что ослепну, поэтому старалась привыкнуть к этому и даже тренировалась, к примеру, готовила, стирала, выбирала вещи с закрытыми глазами, но не могла долго так терпеть и открывала их.
Больше года мне было очень плохо. Я думала, что сойду с ума. Ко всему этому у меня скончалась мать. Мы очень долгое время скрывали это от моей дочери, так как она была привязана к бабушке. Спустя больше месяца после ее смерти дочка подошла ко мне и сказала: "Мама, я знаю, что бабушка скончалась, и теперь кроме тебя у меня больше никого нет".
Тогда я поняла, что должна найти в себе силы ради дочери. Я начала привыкать к новой жизни, а после того как пошла работать в театр, она приобрела яркие краски.
- Сколько лет вы работаете в театре?
- Уже три года. У меня со всем коллективом хорошие отношения. Они практически все мне в дети годятся. Мы очень много репетируем. Я дома часами репетирую, чтобы остаться довольной своим образом. Мне помогают мои родные, близкие. Это все очень сложно.
- А как ваш муж отреагировал на ваше желание стать актрисой?
- (Смеется) Мой муж даже не знал о том, что я написала письмо Нихад муаллиму. Рассказала ему лишь тогда, когда меня пригласили в театр. Я была уверена, что меня не возьмут. Муж даже стал утешать меня, чтобы не расстроилась.
Я пришла в театр и Нихад муаллим сказал, что готов взять меня на работу и даже выбрал для меня роль. Не могу описать чувства, которые я испытала в тот момент.
Муж сначала немного был в растерянности, а потом поддержал меня. К сожалению, в обществе не очень хорошо относятся к актрисам, хотя актерство - одна из сложных профессий. Мне даже приходилось выступать на сцене с температурой 40 градусов, хотя до этого, когда читала интервью актеров, не верила их словам.
После того как меня взяли на работу в театр, я по-настоящему почувствовала, что обладаю актерским талантом. Режиссер мне один раз все объясняет и я все понимаю.
Очень трудно и ответственно создавать образ. Всегда стараюсь вжиться в свою роль и прожить ее на сцене. Мне дорог каждый мой образ. Они для меня, как дети.
- Отсутствие зрения не создает вам проблем на сцене?
- Нет. Я очень много репетирую, чтобы не теряться на сцене и знать, где что находится.
- Какой бы образ вы хотели сыграть в будущем?
- Очень хотелось бы сыграть образ королевы.
- А ваша дочь не хочет стать актрисой, как мама?
- Хочет. Она даже курсы актерского мастерства посещает. Я бы хотела, чтобы она выбрала другую профессию, но как бы ни было, мы с мужем поддержим ее выбор. Нужно всегда заниматься любимым делом.
- А сейчас над чем вы работаете?
- До карантина мы репетировали спектакль "Маленький принц". Его в нашем в театре собирается поставить молодой режиссер Абдульгани Алиев. Мы впервые с ним будем работать. Думаю, спектакль получится интересным. Это произведение очень многие любят. Даже моя дочь с нетерпением ждет премьеру.
- Гюнай ханум, что бы вы хотели сказать людям с ограниченными возможностями, которые также хотят прийти в театр ƏSA?
- Думаю, самое главное, что родители должны поддержать своего ребенка, не стесняться его выводить в общество, а не запирать дома, чтобы никто не видел. Ну и что ж, что они с ограниченными возможностями, они ведь тоже люди. Каждый из них по-своему талантлив, только нужно раскрыть в них этот талант.
У нас сейчас есть очень хорошие реабилитационные центры. Я всегда советую родителям приводить своих детей к нам в театр, потом они благодарят меня за мой совет. Ребенок должен чувствовать, что отец и мать любят его и готовы всегда поддержать, несмотря ни на что.