Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
Sputnik Азербайджан запускает новую рубрику "Рожденные в Азербайджане". В ней будет рассказываться о людях, родившихся и выросших в интернациональном Азербайджане, по сей день представляющем собой островок мультикультурализма. Данная рубрика объединит в себе людей искусства, культуры, политики, экономики и прочих сфер деятельности – выходцев из Азербайджана, добившихся успехов за пределами страны.
Героем первой статьи из рубрики "Рожденные в Азербайджане" стал молодой музыкант и инструктор по фитнесу Павел Аракелян – этнический армянин из Баку, в настоящее время проживающий в Минске.
- Вы уехали из Баку в очень раннем возрасте. У вас есть какое-то представление о городе? В вашей семье вспоминают о жизни в Баку?
- Сам я о Баку ничего не помню, слишком мал был. Я, к сожалению, даже не помню, где именно мы там жили. Но у семьи сохранились теплые вспоминания о Баку - ведь это молодость моих родителей, их друзья, учеба, работа, карьера. Иногда в гости к маме приезжают одноклассники, однокурсники, друзья - азербайджанцы, армяне, русские. Одним словом, бакинцы.
- Не было желания вернуться в город, где вы родились? Если бы сейчас появилась такая возможность, вы бы приехали?
- Не могу сказать, что на данный момент есть непреодолимая тяга посетить именно место рождения, но было бы интересно пройтись, особенно в сопровождении родных и близких, услышать их бакинские истории.
- Как вы оказались в Минске? Почему именно этот город?
- Решение переехать в Беларусь принимал отец - по многим причинам, которые сейчас не хочется озвучивать. Непосредственно в Минске мы оказались не сразу после переезда, сперва был тяжелый период в несколько лет скитаний по съемным комнатам и попыток просто выжить. В любом случае, в итоге нам удалось перебраться в Минск, ведь в столице всегда больше возможностей и культурная жизнь намного богаче.
- Вы покинули Азербайджан в 1988 году - на пороге тяжелого для страны периода. Вы считаете, что после всего произошедшего тогда мир между азербайджанцами и армянами возможен?
- Безусловно, но очень важно, чтобы власти в обеих странах работали на благо своих народов ради достижения реального мира. Немалую роль в этом играют СМИ, которые должны заниматься именно журналистикой, а не смесью публицистики и художественной литературы.
- Каково ваше личное отношение к карабахскому конфликту? Считаете ли вы себя абсолютно далеким от этого конфликта или же наоборот?
- Я не могу считать себя далеким от этого, потому что нормальный человек не может просто так отмахиваться от событий, приводящих к кровопролитию. Мое личное отношение именно к этому конфликту - давно пора зарыть топор войны, давно пора дать людям жить, развиваться, духовно и культурно обогащаться и, самое главное, не зарабатывать на крови невинных людей.
- В Минске вы состоялись как джазовый музыкант. В Азербайджане по несколько раз в год проходят джазовые фестивали. Если бы вас пригласили на эти мероприятия в качестве участника, вы бы приехали?
- Расскажу вам одну историю. Много лет назад коллектив, в котором я на тот момент играл, был приглашен на ряд концертов в Баку, но организаторы попросили приехать без меня, так как не могли гарантировать мою безопасность. Если эта проблема решится, то я с удовольствием приеду.
- У вас есть какие-то предпочтения из азербайджанской классической музыки?
- Естественно! Хотя я вряд ли смогу компетентно говорить о классике, разве что о классике джаза. Немало азербайджанских музыкантов внесли неоценимый вклад в зарождение и формирование джаза в Советском Союзе - например, это Ниязи, Тофик Гулиев, великое наследие оставил Вагиф Мустафазаде, не только как композитор и пианист, но и в лице потрясающе талантливой дочери Азизы.
В это же время нельзя не вспомнить такие армянские имена, как Цолак Вартазарян, Константин Орбелян, Левон Малхасян - без всех вышеперечисленных музыкантов с большой буквы историю советского и постсоветского джаза представить просто невозможно.
- Вы бы сыграли что-то из азербайджанской музыки, если бы вам это понравилось?
- Да, я стараюсь использовать в своем творчестве близкие мне мотивы независимо от национальности или территориальности. Так что, услышав что-то близкое или цепляющее, я не преминул бы ввести это в свой репертуар.
- Вы сами по работе или же во время концертов встречаетесь с азербайджанцами?
- По работе (а путешествую я довольно часто по всей Европе) встречаюсь с разными людьми, в том числе и этническими азербайджанцами, правда, общаемся мы в основном на языке музыки.
- Некоторые армяне, уехавшие из Баку, рассказывают, что скучают и порой устраивают домашним вечера азербайджанской кухни. Ваши предпочтения в кулинарии заходят так далеко?
- Не скажу, что мы придерживаемся определенных кулинарных традиций. Не могу даже сказать, что мы вообще готовим национальные блюда дома. Однако страсть к наршарабу и сумаху неискоренима.
Кроме этого, после пары бокалов коньяка в кругу близких и друзей я люблю немного отойти от джаза и вперемешку послушать двух шикарных шансонье - Боку (Борис Давидян - шансонье, родившийся и выросший в Баку - ред.) и Эйюба Ягубова. Это моя маленькая внеджазовая слабость.
Недавно к нам приезжали земляки, уже много лет как эмигрировавшие в Европу, и заходил разговор о Баку. Так получилось, что посреди застолья я выскочил в маленький районный магазинчик прикупить чего-нибудь к чаю и приятно удивился, обнаружив там совершенно неожиданный и необычный ассортимент - пахлаву! Причем, на ценнике было написано именно так - "Пахлава бакинская", естественно, выбор был предрешен и мне удалось порадовать маму и гостей.
Павел Аракелян родился в 1985 году в городе Баку, в 1988 году семья переехала в Минск, где он окончил музыкальную школу по классу фортепиано у педагога Галуткиной. В 2000 году он поступил на эстрадное отделение музыкального училища имени Глинки по классу саксофона, которое окончил в 2004 году.