АКУ, 29 апр — Sputnik, Ильхам Мустафа. Тар – один из наиболее популярных, совершенных и всеми любимых смычковый музыкальных инструментов в Азербайджане. Своими корнями он уходит в глубокую древность. Благодаря азербайджанским мастерам тар совершенствовался, принял современный вид и сегодня является ведущим музыкальным инструментом в знаменитой мугамной "тройке" (тар, кяманча, гавал).
В беседе с региональным корреспондентом Sputnik Азербайджан один из известных современных мастеров по изготовлению тара Ильдырым Узеиров рассказал, что научился ремеслу без посторонней помощи — просто с раннего детства он был влюблен в тар.
Он научился игре в родном поселке Гызылгаджылы в Геранбойском районе еще в десятилетнем возрасте. Будучи молодым музыкантом, он наблюдал, как мастера разбирали и собирали инструменты, потом начал читать книги по этой теме.
Последние 30 лет Узеиров работает педагогом по тару в детской музыкальной школе города Нафталан. А изготовлять инструмент он начал 15 лет назад.
"Для тара я беру молодое тутовое или ореховое дерево. Тут можно заменить и абрикосовым деревом, но со временем у тара, сделанного из абрикоса, могут появиться определенные проблемы", — рассказывает мастер.
Тары из тутового дерева служат дольше, и звучание у них намного лучше, продолжает мастер.
Остальные части тара он делает из эбонитовых материалов, костей, рогов буйвола.
По словам мастера, одна из наиболее нежных и в то же время важных частей инструмента — верхняя пленка, которую мастер изготавливает из оболочки бычьего сердца. "Ее надо очистить, высушить, а перед тем как использовать, снова замочить в воде", — продолжает мастер.
При этом он указывает, что и сегодня в книгах пишут о том, что натягивать на тар лучше кожу, взятую с грудной части крупной рыбы: "Но все же, хотя кожа рыбы толще и прочнее, но благодаря оболочке сердца, тар звучит более красиво".
Узеиров говорит, что работа по изготовлению тара требует терпения и внимательности — начиная с головки инструмента и заканчивая всеми мелкими нюансами. Любая неточность, ошибка в расчетах даже в один миллиметр может стать причиной неверного звучания. "Если исполнители найдут в моих тарах хоть какой-то изъян, то больше не станут заказывать мне инструменты", — говорит он.
А пока что на нехватку заказов мастер не жалуется — за неделю он делает по три-четыре тара, а цены, в зависимости от размеров, составляют от 200 до 500 манатов.
Узеиров также изготавливает древние смычковые инструменты. К примеру, чанг, на котором играла жившая в XII веке поэтесса Мехсети Гянджеви, читая свои стихи, благодаря мастеру получил новое дыхание. Один из его чангов в настоящее время является экспонатом музея в Гяндже.