«Я очень рано научилась читать благодаря своим родителям. В детстве у нас дома была очень хорошая библиотека. В четыре года я уже была записана в две-три публичные библиотеки и запоем начала читать.
Мне кажется, чтобы ваш ребенок читал, он должен постоянно видеть книги. Не надо из книг делать священнодействие, это повседневное занятие, которое должно быть в жизни нас и наших детей. Дети должны путешествовать в своей фантазии, узнавать новые миры.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Для взрослых книга тоже всегда была и будет важной частью бытия. Недавно один IT-менеджер сказал мне: «Я весь день сижу за своим компьютером, практически не вижу других людей, так зачем я должен читать про то, как в конце XIX века какая-то девушка прыгнула на рельсы поезда?» Я ему объяснила: за каким бы компьютером вы ни скрывались, вы все равно живете среди людей и ради людей. Самая большая роскошь — человеческое общение. Книга учит нас понимать и чувствовать друг друга, вырабатывает в нас эмоциональный IQ.
Книжный вкус у меня довольно своеобразный. Я очень люблю интеллектуальную прозу и точно так же безумно люблю детективы. Мои любимые авторы: из классики — Антон Чехов, а из современных авторов — Борис Акунин и Ю Несбё.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
У нас в магазинах ассортимент сразу на четырех языках: русском, азербайджанском, турецком и английском. Азербайджанский книжный рынок в этом смысле уникален. У нас мультикультуральное государство, и Баку всегда был интернациональным городом. Конечно, следить за новинками и трендами литературы в четырех совершенно разных культурах очень сложно.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Еще один нюанс заключается в том, что книготорговля не является прибыльным бизнесом. Я не слышала, чтобы даже на Западе владельцы книжных бизнесов входили в списки богатейших. Это невозможно по сути. В этой сфере не гонятся за большой прибылью. Этим делом занимаются те, кто его действительно любит. «Али и Нино» — это как раз симбиоз любви к чтению, желания изменить мир к лучшему и стремления построить удачную бизнес-модель.
Мои личные правила ведения бизнеса: во-первых, быть честной по отношению к себе, коллективу и покупателям. Во-вторых, быть гибкой и уметь быстро перестраиваться под реалии. В-третьих, уметь слушать людей.
Мне доставляет большое удовольствие вникать во все детали, заниматься всем подряд. Это очень полезно для любого бизнеса. Я каждый день захожу в какой-либо из своих магазинов: отвечаю на входящие телефонные звонки, продаю книги, вытираю полы, разговариваю с покупателями. Я не считаю это зазорным.
Наоборот, прямая обязанность руководителя — обеспечивать порядок, нормальную среду, вовремя на все реагировать. Только вникая во все подробности, можно понять, какая проблема на каком этапе возникает.
Одной из своих самых больших ошибок я считаю книжное кафе — оно оказалось убыточным. Ресторанный бизнес совсем другой. Я не особо тяготела к нему. Обычно люди вкладывают в это долю романтики, но на самом деле это фактически производство. Нужно вникать в расход продуктов, сколько помидоров или огурцов у тебя за день ушло. Мое дело — это все-таки книжный бизнес.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Сейчас мы занимаемся огромным количеством других инициатив: у нас есть собственный книжный клуб, мы постоянно организуем встречи с писателями, делаем презентации книг. Мы даже основали книжную премию.
Я никогда не ставлю себе долгосрочных целей в бизнесе, хоть и считаю это не совсем правильным. Я бы очень хотела, чтобы у меня появился большой трехэтажный магазин, где мы могли бы достойно представить все продукты, которые тщательно отбираем. Место, где можно было бы посидеть, отдохнуть, в котором могли бы поиграть дети. Это моя мечта, и мы к ней идем».
Посмотреть эту публикацию в Instagram