БАКУ, 13 ноя — Sputnik, Александра Зуева. Торговую сделку на 100 миллиардов долларов и "обходной путь" для разрешения ситуации с американскими санкциями, обещанными Анкаре за покупку российских С-400, предложил турецкому лидеру Реджепу Тайипу Эрдогану президент США Дональд Трамп.
Эта информация была распространена изданием The Washington Post, источники которого утверждают, что именно такие предложения изложены в письме, направленном на прошлой неделе Трампом Эрдогану.
В обмен на это Анкара должна пересмотреть свою политику в Сирии, а также решить вопрос по зенитно-ракетным системам C-400 в пользу США.
Понятно, что СМИ попытались сделать из этого письма сенсацию, преподнеся его как нечто важное и новое. На деле же, если исходить из текста, опубликованного The Washington Post, это совсем не так. Если, конечно, американское издание ознакомило нас с полным текстом письма.
Письмо - как часть айсберга
Такого мнения придерживается и директор по стратегии инвестиционной компании "ФИНАМ" Ярослав Кабаков. В беседе со Sputnik Азербайджан он поделился мнением о том, что это письмо может быть лишь видимой частью айсберга.
Согласно информации, опубликованной американскими СМИ, письмо Трампа в целом не несет ничего нового относительно тех предложений, которые Турция отвергла в прошлом году, отметил эксперт.
"Не очень ясно в связи с этим, почему на этот раз Эрдоган должен изменить свое мнение. Да и позиции самого Трампа, теоретически, за прошедший год стали менее уверенными", - сказал он.
С одной стороны, в Конгрессе звучат активные призывы ужесточить позицию по отношению к Анкаре, а значит, Трамп рискует дать своим критикам новые козыри. С другой – поставки С-400 уже идут, и не очень понятно, как Турция сейчас их может свернуть и что ей делать с уже полученными комплексами, пояснил собеседник Sputnik Азербайджан.
К тому же, угрозы заблокировать Анкаре участие в проекте F-35 Эрдоган уже парировал возможностью покупки российских самолетов, так что "Вашингтон имеет все шансы проехать мимо денег", считает Кабаков.
В свете той информации, которая обсуждается в открытых источниках, письмо Трампа, по мнению эксперта, выглядит бессмысленно, поскольку по теории переговоров только еще больше ослабляет его позиции в преддверии встречи с турецким лидером.
"Но поскольку мы полагаем, что идиотом американский президент не является, можно предположить, что мы просто не видим полной картины", - заметил собеседник Sputnik Азербайджан.
Возможно, это письмо – лишь видимая часть айсберга, и оно увязано с какими-то другими предложениями, переданными негласно. Что это за предложения, можно только гадать, подчеркнул эксперт.
Политолог предположил, какие вопросы обсудит Эрдоган с президентом США >>
Например, Эрдогану, реализовавшему в основном свои цели в Сирии и стоящему перед риском втягивания в затяжной конфликт без явных успехов, может быть, нужен повод для сворачивания военной операции, предположил собеседник Sputnik Азербайджан.
Если под этим предлогом он получит от США какие-то гарантии относительно действий курдов и помощи, которую им оказывают американцы, это будет полезно, заметил Кабаков. При этом он не исключил, что речь может идти о поставках нефти из контролируемой США части Сирии.
"В свете перекрытия прочих каналов транзита в этом могут быть заинтересованы и американцы с курдами. Ну, а сам Трамп получит хороший инфоповод и картинку для СМИ в преддверии выборов, которые уже не за горами", - заключил эксперт.
Повод к раздору
Кризис в отношениях Анкары и Вашингтона изначально вызвали поставки Турции российских систем ПВО С-400, начавшиеся в середине июля. США требовали отказаться от сделки и взамен приобрести американские Patriot. Но Анкара отказалась.
Затем, 9 октября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил о начале операции "Источник мира" на севере Сирии, направленной против считающейся террористической в Турции и Азербайджане "Рабочей партии Курдистана" и запрещенной радикальной террористической организации "Исламское государство".
Операция была приостановлена на следующий день после подписанного между Москвой и Анкарой 22 октября в Сочи меморандума о взаимопонимании.