Эльшад Мамедов, заместитель директора Русской экономической школы, профессор Азербайджанского экономического университета (UNEC)
Основные преграды, возникшие в переговорах по новому соглашению о расширенном сотрудничестве между Азербайджаном и Евросоюзом, назвало издание EURACTIV со ссылкой на дипломатические источники в Брюсселе. В частности, отмечается, что руководство Евросоюза якобы сталкивается с трудностями в переговорах с Баку, когда напоминает о правилах свободной рыночной экономики.
Основное недовольство Европейского союза, если исходить из статьи, опубликованной в EURACTIV.com, заключается в том, что Азербайджан якобы не торопится стать членом Всемирной торговой организации (ВТО), интерес к членству в ней в стране понизился, в связи с чем, соответственно, и не проводятся интенсивные переговоры.
В таких условиях ЕС не видит возможностей для ускоренного заключения с Азербайджаном нового соглашения, что планировалось сделать до истечения срока полномочий еврокомиссаров осенью этого года.
Однако у Азербайджана есть и другие причины не форсировать свое вступление в ВТО.
Обратите внимание: целый ряд соседних с Азербайджаном стран вступил в ВТО и заключил с Евросоюзом соответствующее соглашение. И к чему это привело их национальные экономики? Никаких серьезных инвестиций в реальный сектор экономики эти страны не получили. Инвестиции носили и носят фрагментарный характер: они выборочные и направлены в те сферы, которые нужны ЕС.
Все ради родного бизнеса: Азербайджан успешно обходит ловушки глобализации>>
Кроме этого, балтийские страны, которые не просто заключили ассоциативные соглашения, а вступили в ЕС, также столкнулись с серьезными проблемами в реальном секторе своих экономик. Прибалтийские фермеры фактически свернули всю свою деятельность и получают субсидии от Евросоюза за отказ от развития сельского хозяйства в своих странах.
С не меньшими проблемами столкнулась и Украина, где целые сферы экономики выпадают из поля зрения как национального правительства, так и иностранных инвесторов. Во всех этих странах, которые заключили ассоциативные соглашения или же вступили в ЕС, но не являются частью Западной Европы, наблюдается серьезный структурный дисбаланс в развитии экономик.
Стоит ли с учетом всего вышеперечисленного Азербайджану, который старается диверсифицировать свою национальную экономику, развивать ненефтяной сектор, сельское хозяйство - форсировать вступление в ВТО? Вряд ли.
Надо понимать, что если ускоренно и на тех основаниях, что предлагает Европейский союз, Азербайджан вступит в ВТО, то уже сейчас можно спрогнозировать, какие негативные последствия повлечет этот шаг для ненефтяного сектора и сельского хозяйства.
Открыв границы для сельхозпродукции из Европы, Азербайджан может не только потерять существенную экспортную составляющую своей экономики, но даже на внутреннем потребительском рынке азербайджанская продукция будет уступать импортной.
Дедолларизация: как в Баку аукнется переход ряда стран на торговлю в нацвалютах>>
В этих условиях политика импортозамещения и развития ненефтяного сектора, о чем так много говорится в стране и вокруг чего развиваются достаточно крупные проекты, в итоге может быть поставлена под сомнение.
Учитывая все вышеперечисленное, осторожная позиция азербайджанского правительства в вопросе вступления в ВТО является адекватной и продуманной.
А выпады со стороны Евросоюза направлены не на конструктивный диалог, а представляют собой давление на Азербайджан с тем, чтобы заключить это пресловутое соглашение и форсировать вхождение республики в ВТО. А это для азербайджанской экономики сегодня не является приоритетом.
Безусловно, нам нужны и интересны европейские технологии, но "опыт" соседей позволяет с уверенностью говорить: соглашение с Евросоюзом или вступление в ВТО абсолютно не гарантируют инвестиции в высокотехнологичные отрасли.
Как в ближнесрочной, так и в более далекой перспективе для Азербайджана, с точки зрения целесообразного экономического сотрудничества с Европой, ключевым и основополагающим направлением является партнерство в энергетической сфере.
Эксперт: действия США слабо соотносятся с нормами ВТО>>
В этом вопросе Азербайджан Европейскому союзу крайне нужен, причем без каких-либо ассоциативных соглашений и членства в ВТО. Сотрудничество в энергоотрасли обеими сторонами успешно реализуется, Азербайджан долгие годы поставляет энергоресурсы, нефть, а в будущем начнет поставлять и газ. Тут ЕС никаких требований к Азербайджану не выдвигает. Это связано с критической зависимостью Европы от импорта нефти и газа.
Так что все выпады европейских чиновников в адрес Азербайджана необоснованны и предвзяты. С точки зрения выстраивания внешнеэкономической политики наша страна должна опираться на свои ресурсы и ориентироваться на свои интересы.
И хочется надеяться, что эта политика нашего государства будет продолжена.
Отношения ЕС с Азербайджаном начались в 1991 году. Их основа – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное 22 апреля 1996 года в Люксембурге и вступившее в силу в 1999 году. Данный документ предоставляет возможности для широкомасштабного сотрудничества в сфере политического диалога, торговли, инвестиций, экономики, законодательства и культуры.
14 ноября 2016 года Совет ЕС утвердил мандат Европейской Комиссии и Верховного Представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности на ведение переговоров от имени ЕС и стран-членов ЕС по всестороннему соглашению с Азербайджаном.
Профессор: война с Китаем не приведет ни к чему хорошему для США>>
Новый документ заменит прежнее соглашение и будет отражать актуальные для сегодняшнего дня общие для Евросоюза и Азербайджана цели и проблемы. Заявлено, что соглашение должно соответствовать принципам, одобренным в 2015 году в документе института Политики европейского соседства, и предложит обновленную основу для политического диалога и взаимовыгодного сотрудничества между ЕС и Азербайджаном.
Первый раунд переговоров по новому соглашению стратегического партнерства между Азербайджаном и Евросоюзом стартовал 25 апреля в Баку. Консультации по новому соглашению начались 7 февраля 2017 года.