19:36 23 Августа 2019
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0259
  • EUR1.8816
Пакистанский истребитель JF-17, фото из архива

Соотношение цена/качество: нужен ли Азербайджану пакистанский истребитель JF-17?

© AFP 2019 / ERIC PIERMONT
АНАЛИТИКА
Получить короткую ссылку
Александр Хроленко
115391

Диверсификация поставок вооружений призвана служить сохранению и приумножению боевого потенциала страны, поэтому пополнение военно-воздушных сил экономически сильного Азербайджана партией "малобюджетных" пакистанских истребителей JF-17 выглядит несколько парадоксально.

Посол Исламской республики Пакистан Саид Хан Мохаманд 14 августа на пресс-конференции в Баку заявил: "Азербайджан купил 10 самолетов у Пакистана. В настоящее время мы готовимся к отправке самолетов пакистанского производства JF-17".

Саид Хан Мохаманд также отметил, что при необходимости Исламабад сможет поставить и большее количество самолетов. Насколько повлияет то или иное количество этих истребителей на потенциал военно-воздушных сил – вопрос непростой.

Ранее на постсоветском пространстве истребители JF-17 не "засвечивались", если не считать интереса к этой машине со стороны Туркменистана. Впрочем, интерес Ашхабада пока не трансформировался в контракт, несмотря на привлекательную цену – около 25 миллионов долларов за один истребитель JF-17 последней модификации (в восемь раз дешевле американского "одноклассника" F-16). Цена может оказаться главным преимуществом пакистанского истребителя в боевой обстановке.

Китайское издание Sina сообщало, что в ходе пакистано-индийского конфликта в феврале этого года JF-17 обнаружил два индийских истребителя Су-30МКИ на дистанции 110 километров и мог сбить ракетами SD-10, но не получил на это команду. Это больше похоже на рекламу военной продукции, ведь предъявить в качестве доказательств нечего. Между тем, вооружение JF-17 предназначено для поражения целей на дальности до 70 – 100 километров.

Особенности ВВС Азербайджана

В мировом рейтинге военной мощи Global Firepower Азербайджан занимает 52-е место, чуть выше Ирака и Казахстана. Однако наблюдается дисбаланс – военно-воздушные силы страны (138 летательных аппаратов разного назначения) значатся на 63-й позиции. Налицо отставание в развитии от других видов и родов войск.

Президент и Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Азербайджана Ильхам Алиев на военных расходах не экономит. 25 июля он утвердил поправки в госбюджете 2019 года – оборонные расходы возросли на 4,9 %, и достигли 1,88 миллиарда долларов. Здесь должны быть учтены и потребности развития ВВС страны.

Азербайджан располагает 30 ударными самолетами и 17 ударными вертолетами, которые сложно назвать современными. Наиболее эффективные и боеспособные - 14 истребителей МиГ-29 были закуплены на Украине в начале 21 века (бывшими в употреблении), и один из них недавно потерпел катастрофу над Каспийским морем. Это тревожный сигнал о необходимости обновления азербайджанского парка ударной авиации.

Азербайджан и Россия укрепляют военное сотрудничество на "АрМИ-2019" - мнения экспертов>>

Два наиболее распространенных в мире варианта модернизации ВВС предполагают закупки американской либо российской авиатехники. В рамках развивающегося военно-техническое сотрудничество с Францией Азербайджан мог бы приобрести многоцелевые истребители-бомбардировщики 4-го поколения Dassault Rafale. Но контракты на эту машину порой составляют космические суммы.

Вместе с тем, в Минобороны Азербайджана недавно завили: "США никогда не продавали нам оружие. Несмотря на это, Азербайджан в достаточном количестве закупает оружие и военную технику у стран, обладающих передовыми военными технологиями мирового уровня".

Так что американский вариант также под вопросом.

Казалось бы, что наиболее вероятным выбором для Баку остаются относительно недорогие, высокотехнологичные российские самолеты Су-30СМ и Су-35 (поколения 4++), которые пользуются значительным спросом на мировом рынке. И пакистанские истребители JF-17 в небе Азербайджана выглядят совершенной неожиданностью, но факты – вещь упрямая.

"Гром" среди ясного неба

Легкий многоцелевой истребитель JF-17 Thunder ("Гром") – результат модернизации китайского J-7, который явился продолжением старого доброго советского МиГ-21, активного участника многих локальных войн и конфликтов. Ветеран может "зажечь" и в XXI веке: индийские летчики на МиГ-21 "Бизон" в показательных боях в 2004 году со счетом 9:1 победили американцев на F-15 и F-16. И все же легендарный МиГ-21 уходит в историю.

Истребитель JF-17 появился в результате китайско-пакистанской кооперации в конце 1990-х годов. Китайская авиастроительная компания Chengdu Aircraft Corporation запланировала глубокую модернизацию МиГ-21 до уровня истребителей четвертого поколения. Причем этот самолет изначально не предназначался для Народно-освободительной армии Китая, только на экспорт. Пакистан проявил интерес, в значительной мере профинансировал проект, и получил за это технологии и право выпускать на своей территории и продавать истребители JF-17.

Летные испытания были завершены в 2007-м, и тогда же JF-17 был принят на вооружение пакистанских ВВС. За 12 лет корпорация Pakistan Aeronautical Complex выпустила сотни машин. В 2019 году планируется освоить уже третью версию самолета (Block III), и с 2022 года начать серийный выпуск поколения 4+ (Исламабад обещал своим ВВС именно такую машину).

Легкий истребитель JF-17 Thunderпредназначен для поражения целей ракетами "воздух-воздух" и "воздух – поверхность" на дальности до 100 километров. Авиакорпорация заявляет о наличии у машины современной авионики, способности компьютеризированного управления полетом и высокой маневренности на средних и малых высотах. Самолет JF-17 имеет неплохие характеристики для ближнего боя: он способен развивать достаточно высокую скорость и комфортен для летчика. Однако специалисты отмечают принципиальные для ВВС любой страны недостатки машины.

Эксперт: России и Ирану необходимо укреплять отношения в военной сфере>>

Пакистанский JF-17 Thunder имеет недостаточную тяговооруженность (один двигатель) и зависит от российских реактивных двигателей РД-93 (которыми оснащалсяМиГ-29)с форсажной тягой всего 8300 кгс (для сравнения, тяга Су-35 – 14500 кгс).

Очевидно, что Россия не заинтересована в дальнейшем совершенствовании двигателей вероятного конкурента на рынке легких истребителей. А цена европейских двигателей Eurojet EJ200 поднимается гораздо заметнее, чем их тяга.

JF-17 Thunder может нести лишь 3,5 тонны боевой нагрузки. А российский Су-35 берет на борт до 8 тонн боезапаса и обнаруживает цели на дистанции до 400 километров.

Пожалуй, китайский истребитель пакистанской сборки с российским двигателем от МиГ-29 – не самый лучший выбор в регионе, насыщенном современнейшими образцами боевой авиатехники и системами ПВО большой дальности. И, наверное, Азербайджан еще вернется к высокотехнологичным и по-настоящему эффективным боевым самолетам российского производства.


Главные темы

Орбита Sputnik