23:33 17 Сентября 2021
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • EUR2.0014
  • RUB0.0234
АНАЛИТИКА
Получить короткую ссылку
56531

Перспективы экономического развития Турции связаны с двумя основными факторами – расширением взаимодействия с Россией и ЕАЭС и с встраиванием ее в проект "Один пояс – один путь".

Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС

В столице Китая Пекине в субботу открылся двухдневный форум международного сотрудничества в рамках стратегии "Один пояс — один путь".

Директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин
© Photo : Личный архив В.Лепехина
Директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин

Всего в форуме принимают участие главы стран и правительств 29 государств, а также представители ведущих международных организаций: ООН, ЕС, МВФ и ряда других. Общее количество гостей и участников форума составляет около полторы тысячи человек из более чем 130 стран мира.

Напомню, что еще в 2013 году Китай объявил о новой стратегии экономического развития страны под названием "Один пояс — один путь" (ОПОП). Стратегия включает два типа маршрутов – наземных и морских. Цель проекта — обеспечить транспортные коридоры для прямых поставок товаров из Китая в Европу и транзитные страны.

На форуме в ходе одного из круглых столов выступил президент России Владимир Путин, который высказался по широкому кругу вопросов. В работе форума принял участие также президент Турции Реджеп Эрдоган, который встретился на его полях с Владимиром Путиным.

Что представляется важным с точки зрения возможных перспектив участия в проекте "Один пояс – один путь" Азербайджана?

Первое и самое главное обстоятельство состоит в том, что в планах Великого шелкового пути в данный конкретный момент времени не предусматривается строительство транспортной магистрали, которая бы проходила через Азербайджан. Срединная ветка Великого шелкового сухопутного пути должна, по замыслу, пройти через Иран, Ирак и Сирию в Средиземное море.

Возможно именно этот факт является одной из причин того, что нынешнее турецкое руководство заинтересовано в нестабильной Сирии, поскольку война в этой стране и на севере Ирака – важнейший фактор блокировки проекта "Один пояс – один путь" на средиземноморском направлении (что дает эскалаторам насилия в Сирии надежду на изменение маршрута).

И если это так, то "нерешительность" Турции в поддержке китайского проекта лишена смысла: ведь если Китай откажется от того, чтобы вести маршрут через Иран и Сирию, он все равно не пустит транспортные магистрали через Турцию, а использует иной вариант: например, через Каспийское море и Азербайджан к Черному морю. И вряд ли Турция настолько любит Азербайджан и Грузию, что готова поддерживать террористов в Сирии для того, чтобы ветка Шелкового пути пошла через Баку и Батуми.

Полагаю, перспективы экономического развития Турции связаны на ближайшие десятилетия с двумя основными геополитическими факторами: во-первых, с расширением взаимодействия Турции с Россией и ЕАЭС, а во-вторых, с органичным (путем переговоров, а не шантажа) встраиванием этой страны в проект "Один пояс – один путь".

Что нужно для того, чтобы Турция встроилась в китайский проект?

Нужно, помимо прочего, чтобы Сирия оставалась в состоянии войны. Но для этого не нужно участие Турции в сирийской войне, да еще и на стороне коалиции в главе с США.

Дело в том, что в ближайшие годы нестабильность региона обеспечит связка США-Израиль-Саудовская Аравия-ИГ, заинтересованная в том, чтобы нарастить присутствие сил Коалиции во главе с США в Сирии и северном Ираке, дабы запереть в своем территориальном анклаве Иран.

Соответственно, для того, чтобы Китай реализовал намеченные планы, он должен поддержать Россию и Асада в их стремлении защитить сирийскую государственность и очистить север Ближнего Востока от террористов. Но пойдет ли китайское руководство на этот шаг? Сомневаюсь.

Ему легче изменить логистику Шелкового пути, чтобы не быть столь зависимым от названной выше агрессивной проамериканской связки. И измененный срединный маршрут проекта ОПОП – это путь в Европу через Центральную Азию, Каспий, Азербайджан, Грузию и Черное море.

И я не исключаю, что именно эта версия маршрута уже рассматривается в Китае в качестве приоритетной, в то время как проработка ирано-сирийского маршрута – отвлекающий маневр, призванный содействовать тому, чтобы противники проекта "Один пояс – один путь" вскрыли свои крапленые карты.

Ну это примерно как не афишируемая подготовка Китаем совместно с Россией к эксплуатации в рамках проекта ОПОП Северного морского пути, хотя в официальных планах этот путь в настоящее время не значится, как и путь через Тихий океан и строящийся китайскими компаниями канал для океанских лайнеров в Никарагуа.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

По теме

Неприятный сюрприз на Шелковом пути
Баку и Пекин вместе займутся созданием "Шелкового пути"
Теги:
Китай, Реджеп Тайип Эрдоган, Владимир Путин, Владимир Лепехин, "Один пояс - один путь", Логистика, Шелковый путь

Главные темы

Орбита Sputnik