Спикер парламента Азербайджана Сахиба Гафарова находится с официальным визитом в Исламабаде, и ожидается, что программа Гафаровой будет насыщенной. Так, азербайджанский спикер принимает участие во второй генеральной конференции Парламентской ассоциации Организации экономического сотрудничества (ОИС) в Исламабаде и проведет встречи с президентом и премьер-министром Пакистана, а также с председателем Сената, спикером Национальной ассамблеи и членами рабочей группы по межпарламентским связям с Азербайджаном.
Кроме политической и военной сферы, в которых Исламабад и Баку уже успешного сотрудничают, вызывает интерес и экономическая составляющая отношений двух стран.
Экономика Пакистана: бедность душит экономический рост
Для экономики Пакистана, которая в основном полагается на сельское хозяйство, развитие обрабатывающей промышленности является важной задачей, и на данный момент промышленность занимает 23% от валового национального продукта. Несмотря на то, что безработица в стране находится на относительно низком уровне – 4,4%, уровень бедности в стране остается высоким. Согласно исследованиям, четверо из десяти пакистанцев живут в бедности - когда ежедневный доход составляет до 1,9 доллара в день. Средняя зарплата по стране составляет 150 долларов в месяц.
В таких условиях, когда госдолг страны составляет 235,9 миллиарда долларов и бедность тормозит экономику, Пакистан рассматривает варианты увеличения поставок энергоресурсов в страну из диверсифицированных источников, а также развития транспортных путей сообщения.
Газопровод из России – надежда на дешевый газ
В конце мая Пакистан и Россия подписали соглашение о строительстве газопровода "Пакистанский поток". Соглашение о строительстве газопровода "Север — Юг" было заключено в 2015 году, а в 2021 году было решено переименовать его в "Пакистанский поток". Газопровод протяженностью 1100 километров с пропускной способностью до 12,4 миллиарда кубометров в год должен связать терминал в портовом городе Карачи на юге Пакистана с городом Пхул-Нагара на севере страны.
Ожидается, что реализация проекта поможет Исламабаду укрепить энергетическую безопасность и повысить использование природного газа как относительно экологически чистого источника энергии. Тем более что страна стремится понизить использование угольных станций в производстве электроэнергии и уже свернула два угольных проекта мощностью 2600 мегаватт.
Нефть из Азербайджана с отсрочкой платежа
Ранее посол Азербайджана в Пакистане Али Ализаде сообщил на встрече с министром экономики страны, что Азербайджан заинтересован в экспорте нефтепродуктов в Пакистан на условиях отсрочки платежа, и в строительстве терминала СПГ.
Пакистан закупает нефть из Азербайджана с февраля 2017 года. В 2019 году Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) подписала соглашение о поставках азербайджанской нефти в Пакистан на 100 миллионов долларов.
Поставки нефти из Азербайджана на выгодных для Пакистана условиях в первую очередь снизят зависимость страны от импорта "черного золота" с Ближнего Востока. В настоящее время Пакистан импортирует нефть из арабских стран Персидского залива, включая Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт и Саудовскую Аравию.
Кроме того, Пакистан также закупает сжиженный природный газ на спотовых рынках, в том числе у Азербайджана, с декабря 2020 года, снизив тем самым импорт СПГ из Катара.
Таким образом, Азербайджан расширяет свое присутствие на пакистанском энергетическом рынке и предлагает Исламабаду нефть и нефтепродукты на более выгодных условиях, в том числе с отсрочкой платежа.
Пакистан может стать частью проекта Север-Юг
Для Пакистана также важно развитие транспортных, в частности, железнодорожных путей сообщения, в том числе подключение к региональным транспортным проектам. Так, обсуждается подключение Исламабада к проекту "Север-Юг", который призван соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией, в том числе объединить железные дороги Азербайджана, Ирана и России.
Баку и Исламабад ведут переговоры о подключении Пакистана к проекту транспортного коридора "Север-Юг" с 2017 года. Планируется, что маршрут будет соединен с пакистанским портом Гвадар, а затем с Китайско-Пакистанским экономическим коридором (КПЭК). Подключение к крупнейшему железнодорожному проекту поможет Пакистану развить региональное сотрудничество и выведет страну на рынки Северной Европы.
Таким образом, сотрудничество Баку и Исламабада важно в первую очередь для экономики Пакистана, и взаимные визиты официальных лиц создадут благоприятные условия для расширения этого партнерства.