БАКУ, 28 мая — Sputnik, Вадим Павлов. Европейский инвестиционный банк выделил Сербии ссуду в размере 25 млн евро на строительство нового газопровода, который будет подключен к газораспределительной системе Болгарии. Планируется, что по новому трубопроводу Сербия сможет получать газ из Азербайджана, тем самым диверсифицировав поставки "голубого топлива", которое сегодня Белград закупает только у России.
Сможет ли Азербайджан составить серьезную конкуренцию российскому "Газпрому" на европейском рынке, а Грузия заработать на транзите – разбирался Sputnik.
Сербия ищет альтернативу России?
В конце минувшей недели Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и правительство Сербии подписали соглашение о финансировании строительства газопровода на территории последней. Новый трубопровод будет проложен от города Ниш (юго-восток Сербии) до Димитровграда (населенный пункт на сербско-болгарской границе). Там он будет подключен к газораспределительной системе Болгарии.
Протяженность газопровода – 109 км. Мощность, согласно плану, составит свыше 1,8 млрд кубометров газа в год. Общая стоимость проекта – 89 млн евро, 25 млн из которых выделит ЕИБ. В целом же Евросоюзом предоставлен грант на данный проект в размере 49,5 млн.
Соединительный газопровод (так называемый "интерконнектор") из Болгарии в Сербию поспособствует диверсификации источников газоснабжения наряду с уже существующим "Балканским потоком" (ответвление "Турецкого потока"). Об этом в ходе встречи с президентом Болгарии Руменом Радевым заявил сербский президент Александр Вучич.
Отметим, сегодня фактически единственным поставщиком газа в Сербию является Россия. Белград получает российский газ по двум маршрутам - по газопроводу через Украину и Венгрию, а также, с начала этого года, через "Турецкий поток" и далее, транзитом через территории Турции и Болгарии.
Между Россией и Сербией действует межправительственное соглашение о поставках природного газа в период с 2012 по 2021 годы включительно. До 2017 года Белград ежегодно получал 1,5 млрд кубометров газа, а начиная с 2017 объем поставок был увеличен до 2 млрд кубометров. В 2019 году, по данным ООО "Газпром экспорт", в Сербию было поставлено 2,13 млрд кубометров российского газа.
"Газопровод Ниш - Димитровград- Болгария, строительство которого должно начаться в этом году, а ввод в эксплуатацию намечен к 2023 году, позволит Сербии получать природный газ от других поставщиков - с терминалов СПГ в Греции, трубопроводов TANAP (газопровод идет из Азербайджана через Грузию и Турцию к греческой границе, - Sputnik) и TAP (продолжение TANAP - газопровод идет из Греции через Албанию и далее, по дну Адриатического моря, в Италию, - Sputnik), и, возможно, с месторождений Восточного Средиземноморья, включая Левиафан (Израиль)", - заявила министр инфраструктуры Сербии Зорана Михайлович.
Какие шансы у Азербайджана?
Однако опрошенные Sputnik эксперты убеждены, что подобные заявления со стороны сербского правительства являются ничем иным, как политической игрой с целью договориться с "Газпромом" об удобной для себя цене на газ в новом контракте (текущий заканчивается по истечении этого года, - Sputnik).
"Чтобы выиграть конкурентную борьбу с "Газпромом", нужно одно – поставлять газ на более выгодных условиях, - считает эксперт Института развития технологий ТЭК Дмитрий Коптев. - Если раньше рынок газа был рынком продавца, где малое число поставщиков могло диктовать свои условия, то теперь он превратился в рынок покупателя". Эксперт не исключает, что этот вопрос поднят не в последнюю очередь для того, чтобы заставить "Газпром" проявить гибкость в вопросе формирования цены на следующий период.
"Когда заканчивается контракт, для сторон это всегда повод поторговаться, а для третьих лиц - возможность поиграть на противоречиях, - соглашается заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым проектам Алексей Гривач. - Но сейчас в Сербии идёт большая политическая игра вокруг европейской интеграции страны и реорганизации газовой отрасли по европейской модели в частности".
Проблема, по словам эксперта, заключается в том, что без нового контракта Сербия рискует оставить своих потребителей без газа в начале предстоящего отопительного сезона.
"Но я не думаю, что до этого дойдёт. Ситуация искусственно обостряется, хотя у России и Сербии очень тесные связи, в газовой сфере построен сербский участок "Балканского потока", по которому российский газ уже поступает и распределяется по стране, а скоро планируется начать транзит в Венгрию и, далее, в Австрию. Поставки надежные и по привлекательной цене", - отмечает Алексей Гривач.
Даже то, что ЕИБ согласился выделить средства, еще не значит, что новый газопровод будет построен – в 2018 году тот же банк уже брал на себя обязательства по финансированию проекта, но воз и ныне там, напоминает Дмитрий Коптев.
"Вероятность того, что, получив от "Газпрома" желаемую цену долгосрочного контракта, Белград снова отложит проект в долгий ящик, я оцениваю существенно выше средней. Завершение действия договора на поставку российского газа, мне кажется, никак не может повлиять на перспективы Азербайджана на сербском рынке – к тому моменту, как интерконнектор будет закончен, уже точно появится новый контракт", - заявил эксперт.
Если газопровод построят, найдется ли у Азербайджана лишний газ?
Даже если газопровод будет построен, то Азербайджан все равно не сможет забрать на себя весомую долю сербского рынка, отмечают опрошенные Sputnik эксперты.
"Основная проблема данного проекта заключается в недостаточности ресурсной базы Азербайджана, - заявил эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. - Уже сейчас у республики есть довольно большие проблемы с добычей газа. Несколько лет назад Азербайджан вообще возвращался к закупкам газа у "Газпрома", так как испытывал дефицит, а ему нужно поставлять газ и на внутренний рынок, и исполнять экспортные контракты".
Поэтому, отмечает эксперт, здесь вопрос заключается не в том, хочет ли Европа покупать азербайджанский газ.
"Если бы Азербайджан мог поставить, то они, наверное, покупали бы больше газа у Баку. Но он просто добыть столько не может. Поэтому для Сербии у Азербайджана газа просто нет. Вопрос даже в том, сможет ли страна исполнить контракты на поставку в те страны, которые уже начал продажи – в Турцию, Болгарию, Грецию и Италию. Поэтому я думаю, что России в плане поставок в Сербию волноваться, наверное, не стоит. Сербия была покупателем российского газа и, скорее всего, останется. То есть здесь просто другого поставщика нет, тем более по приемлемым ценам", - рассказал Игорь Юшков.
"Газпром" поставляет в Сербию примерно 2 млрд куб. м. Отвод "Южного газового коридора" на Болгарию позволит последней получать 1 млрд куб. м газа. Прямого контракта у Сербии с Азербайджаном нет, соответственно голубое топливо они получат лишь через руки болгарских посредников. Учитывая вышеназванные факторы и глубокую интеграцию российского нефтегаза в сербскую энергетику, я бы не воспринимал серьёзно Азербайджан как конкурента "Газпрома" на этом рынке", - заявил заместитель гендиректора российского Института национальной энергетики Александр Фролов.
Официальная позиция Баку в газовом вопросе
С 31 декабря 2020 года - дня начала поставок азербайджанского газа в Европу по TAP, по март 2021 года, по трубопроводу был экспортирован один миллиард кубических метров газа.
TAP - европейская ветвь "Южного газового коридора", связующий проект, по которому из Азербайджана на европейские рынки будет транспортировано 10 миллиардов кубометров природного газа ежегодно. Потенциал трубопровода позволяет повысить его пропускную способность в два раза - до 20 миллиардов кубометров в год.
Известно, что страны Южной Европы, в поисках способов диверсификации источников поставок природного газа, намерены увеличить импорт "голубого топлива" из Каспийского региона, в связи с чем рассматривается несколько вариантов развития проекта Трансадриатического газопровода. Ограниченное расширение предполагает поставки около 14,4 миллиарда кубометров в год, частичное - около 17,1 миллиарда кубометров в год, и полное расширение - до уже упомянутых 20 миллиардов кубометров ежегодно.
Азербайджан серьезно нацелен на усиление своей роли в поставках газа в западном направлении и обеспечении таким образом энергобезопасности Европы. Помимо задела на будущие транзитные поставки по Южному газовому коридору "голубого топлива" из Каспийского региона, республика обладает достаточными собственными запасами газа. Так, Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) планирует начать разработку новых газоконденсатных месторождений. Вслед за месторождениями "Умуд" и "Абшерон", на очереди разработка месторождений "Бабек" и шельфового акватория Абшеронского полуострова. Кроме того, в марте 2021 года SOCAR объявила о том, что в результате геологоразведочных работ, проведенных на блоке месторождений "Шафаг-Асиман" в азербайджанском секторе Каспийского моря, выявлены первые запасы газоконденсата. Специалисты оценивают запасы месторождения в 500 миллиардов кубометров газа и 65 миллионов тонн конденсата. Не стоит забывать также о совместном азербайджано-туркменском месторождении "Достлуг" в акватории Каспия. Сотрудничество Азербайджана и Туркменистана в добыче газа позволит полностью расширить газопровод ТАР до 20 миллиардов кубометров.
Разработка новых месторождений позволит Азербайджану увеличить поставки в Европу, и, возможно, зная планы Баку об увеличении экспорта газа на европейские рынки, консорциум ТАР начал рассматривать варианты расширения газопровода.
Если газ все же пойдет, выиграет ли от этого Грузия?
"Пропускная способность Южно-Кавказского газопровода, проходящего через территорию Грузии, составляет 20 млрд кубометров в год. Согласно последнему отчету, в первом квартале 2021 года загрузка газопровода соответствовала годичному объему в 18,5 млрд кубометров. Таким образом, потенциал наращивания транзита составляет всего 8% – когда и если эти свободные мощности будут востребованы", - рассказал Дмитрий Коптев.
Такое наращивание не даст существенного увеличения доходов от транзита газа для Грузии. А так как никакого расширения транзитного газопровода через эту страну не планируется – на Грузию проект строительства нового газопровода в Сербии никак не повлияет, отмечает Алексей Гривач.
"На фоне перехода Евросоюза на безуглеродную энергетику в переходном периоде потребность в газе будет поддерживаться, а следовательно каждая страна старается активизировать свои действия для получения преимуществ страны-транзитера, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Но в условиях профицита газа на мировом рынке избыточные трубопроводные мощности могут также быть недозагружены", - заключила исполнительный директор "Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора" Тамара Сафонова.