БАКУ, 27 мая — Sputnik. Нефть дешевеет почти на 1% на ожиданиях по поставкам из Ирана. Как меняется ситуация на рынке с учетом "иранского" фактора? Своими прогнозами со Sputnik Азербайджан поделились эксперты Института развития технологий ТЭК.
Любимая игрушка финансовых спекулянтов
В отсутствие других драйверов, тема иранской нефти стала в последние месяцы любимой игрушкой финансовых спекулянтов, торгующих нефтяными фьючерсами и зарабатывающих на волатильности рынка, заявил Sputnik Азербайджан член Экспертного совета ИРТТЭК Дмитрий Коптев.
- Например, в марте одни только слухи об увеличении поставок иранской нефти в Китай вызвали откат от почти $70 за баррель Brent к уровням чуть выше $67 за три торговых дня. На прошлой неделе нефть опускалась ниже $65 - поводом послужило сообщение о возможном увеличении её поставок из Ирана, если переговоры Тегерана с США окажутся успешными. Заметьте, "возможном" и "если".
Правда, в последнем случае на иранскую новость наложилось сообщение о росте запасов сырой нефти в США (правда, всего на 600 тысяч баррелей). На этой неделе запасы, наоборот, снизились, поэтому такого впечатляющего отката котировок мы не наблюдаем (пока меньше 1%).
Это что касается текущей биржевой ситуации.
Однако если посмотреть немного дальше, перспектива возврата иранских поставок действительно угрожает с таким трудом восстановленной стабильности нефтяного рынка. При дефиците в 1 миллион баррелей в сутки Иран заявляет о готовности быстро нарастить объемы экспорта до досанкционных 2,3 миллионов баррелей, а возможно, и более.
Это всерьез беспокоит участников сделки ОПЕК++, в том числе и Россию.
Накануне тема обсуждалась на совещании в Минэнерго. Публично это произнесено не было, но неформально участники совещания признают, что Россия абсолютно не заинтересована в появлении иранских баррелей на рынке. При этом вариант, при котором страны ОПЕК++ отказались бы от наращивания собственной добычи (800 тысяч баррелей в сутеи в июне-июле) не рассматривается.
По опеределенным сведениям, тема будет поднята на переговорах Путина и Байдена.
Парадоксальным образом именно Россия была в авангарде противников односторонних санкций против Ирана, когда их в 2018 году вводила администрация Трампа. И она же сейчас, судя по всему, будет добиваться от новой администрации если не сохранения, то хотя бы гарантий постепенности выхода Ирана из санкционного режима, чтобы не допустить слишком быстрого наращивания поставок нефти.
Коррекция в ценах будет относительно умеренной
На прошлой неделе цены на нефть марки Brent опускались ниже 65 долларов, напомнил аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук.
- Причиной послужили сообщения о переговорах с США по ядерной сделке и снятии санкций с Ирана.
Более того, по данным Bloomberg, Иран уже начал подготовку своих месторождений к увеличению добычи. На данный момент Иран добывает около 2,4 миллионов баррелей в сутки, тогда как до разрыва ядерной сделки его добыча достигала 3,8 миллионов баррелей в сутки.
Учитывая исторические темпы ее восстановления после снятых санкций в 2016 году, мы полагаем, что для достижения 3,8 миллионов баррелей в сутки потребуется немногим более года, при этом основное восстановление (около 700-800 тысяч баррелей в сутки) может прийтись на первые полгода после снятия санкций.
Считаем, что это в дополнение к новым объемам, которые выходят на рынок по решению ОПЕК+, может оказать более существенное давление на цены.
Напомним, ОПЕК+ и Саудовская Аравия должны увеличить предложение на 2 миллиона барреля в сутки за май-июль. Если к этим объемам еще добавятся и объемы от Ирана, то нормализация мировых запасов нефти может затянуться.
Еще в марте вице-премьер РФ Александр Новак оценивал снижение мировых запасов к среднему 5-летнему значению за 2-3 месяца. Но данные по запасам в США уже не позволяют уверенно говорить о сохранении дефицита на рынке. За первую половину мая запасы нефти в этой стране выросли на 0,9 миллионов баррелей.
Тем не менее, мы полагаем, что в случае снятия санкций с Ирана, коррекция в ценах будет относительно умеренной и носить кратковременный характер. Так как мы ожидаем продолжения восстановления мирового спроса, и ОПЕК+ будет и далее регулировать предложения для баланса рынка.
Изменение тренда на восстановление цен может переломить США, в случае восстановления собственной добычи. Но пока добыча в США не растет, даже несмотря на серьезный рост буровой активности. Так, количество активных нефтяных буровых установок, по данным Baker Hughes, в США выросло до 356, с минимума в 172 в августе прошлого года. Но уровень добычи так и остается на уровне около 11 миллионов баррелей в сутки.
В целом мы полагаем, что волатильность на рынке нефти останется высокой, но спрос продолжит восстанавливаться. Мы сохраняем наш прогноз средней цены на нефть марки Brent в четвертом квартале 2021 года на уровне 67,5 долларов.
Прогресс вакцинации и высокий автомобильный сезон
Цены на нефть зависят не только от увеличения поставок из Ирана, но и в целом от политики ОПЕК+ по контролю над предложением углеводородов, констатировал инвестиционный стратег "Арикапитал" Сергей Суверов.
- Пока с учётом ограничений на рынке нефти сохраняется дефицит, поэтому это оказывает поддержку ценам, которые могут колебаться в диапазоне 65-72 долларов за баррель в ближайшие недели.
Кроме того, с учётом прогресса в вакцинации в западных странах и начала высокого автомобильного сезона увеличение спроса также может оказывать поддержку нефтяным котировкам.
Факторы для более гибкого регулирования предложения
Естественно, что выход Ирана (возврат) на нефтяной рынок в случае полного снятия ограничений, которые действуют в последние годы, окажет давление на цены, принесет порядка 1,5 миллионов баррелей в сутки добычи в течение 6-9 месяцев, считает главный стратег "Универ Капитала" Дмитрий Александров.
- Но тут надо иметь в виду, что рынок уже закладывает эти ожидания, потому что переговоры идут успешно, в снятие этих ограничений никто почти не сомневается, соответственно, в рынке частично эффект этот уже учтен – во-первых.
Во-вторых, существенно более серьезным фактором является, во-первых, скорость снятия ковидных ограничений в основных центрах потребления нефти, во-вторых, длительность сохранения мягкой денежной политики в основных валютных зона – США и Европе прежде всего.
Именно это и может определять вообще, будет ли продолжение ралли, которое мы видели на сырьевых рынках, и будет ли оно и в нефти тоже.
Безусловно, возврат Ирана окажет давление в любом случае серьезное на, например, дифференциалы тех сортов нефти, которые близки по физико-химическим свойствам –Urals и Brent, но говорить о том, что это может сильно сдвинуть цены на нефть вниз, конечно, не нужно.
Потому что те темпы восстановления потребления, которые закладывались еще в начале года, будут наблюдаться и к концу года.
Если потребление будет восстанавливаться именно так, то этот объем будет рынком съеден, но, безусловно, он потребует более медленного возврата стран-членов соглашения ОПЕК+ к тем уровням добычи, от которых они сокращение начинали.
Есть много факторов, много возможностей для более гибкого регулирования предложения. Опять же эффект давления $0,5 за баррель – $0,75 на баррель по дифференциалу Urals и Brent и определенное давление на цену Brent, но на уровне $2-3 долларов в год, менее 10% от значения цены.
Куда будет идти цена вообще – выше $70 или она закрепится в районе $60-65 – это определяется все-таки темпами восстановления спроса вообще, и тем, насколько долго прежде всего Федеральная Резервная Система будет сохранять ставки на текущем уровнем и сверхлегкую стимулирующую кредитно-денежную политику.