БАКУ, 31 дек — Sputnik. Азербайджанский национальный музей ковра представил вниманию общественности уникальные экспонаты из Шушинского филиала музея, сообщает Sputnik Азербайджан.
На своей официальной странице в Instagram музей опубликовал фото несколько ковров. Одним из них является "Атлы-итли", композиция таких ковров связана с коврами "Овчулуг" ("Охотничий"), имеющими древнюю историю. К началу ХХ века охотничья тема с ковров исчезает, уступая свое место изображениям животных, связанных с предыдущей темой лишь с точки зрения композиции.
На представленном музеем ковре силуэты красной лошади и серой собаки изображены стилизованно, равно как и основные элементы срединного поля, и представлены ритмично в вертикальном порядке на фоне оттенка индиго. Изображения птиц в срединном поле ковра, как и изображения лошадей и собак, являются атрибутами охоты. Создание некоторыми заполняющими элементами семантической связи с узорами бордюра – характерная черта карабахского ковроткачества.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Следующая относящаяся к Карабахской группе знаменитая ковровая композиция "Балыг" ("Рыба") получила свое название от узора в форме рыбы в срединном поле ковра. Основным местом производства таких ковров был город Барда, а со второй половины XVIII века - город Шуша.
Церемония награждения творческого конкурса "Хары бюльбюль" пройдет в конце декабря >>
Основу ковра составляет композиция "Афшан". В срединном поле представленного ковра "Балыг" основу узоров составляют симметричные и непрерывные раппорты. Построение срединного поля и бордюра, наряду с изысканным оформлением узоров, также обладает особой гармонией цветов, присущей карабахскому ковроткачеству.
Как правило, эти ковры ткутся в удлиненной форме и больших размеров. Ковровые комплекты с этой композицией были очень популярны в Карабахе в XIX веке.
Также в социальной сети представлен килим Джебраильской группы из Шушинского филиала музея. Идентичные узоры "сырга" в срединном поле килима, оформленные маленькими раппортами, встречаются также в тебризских килимах. Диагональное построение узоров в столь ритмичной композиции срединного поля являет собой картину необычайной красоты, также создавая особенности эстетического символизма.
Узоры бордюра "гурд изи", "чахмаглы гызыл гюль" и "питик" указывают на символический характер оформления этого килима. Гармония цветов представляет карабахское ковроткачество и его богатую палитру цветов, отмечают специалисты Музея ковра.