07:01 22 Октября 2020
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0274
  • EUR1.9035
КУЛЬТУРА
Получить короткую ссылку
За кулисами и в свете софитов (836)
196 0 0

Кинокритик Севда Султанова рассказала о том, нужны ли талантливым режиссерам госсредства, почему в стране нет кинокритиков, а местный кинематограф сегодня выдает не самые качественные кинокомедии.

БАКУ, 20 сен — Sputnik, Шахпери Аббасова. Все в Азербайджане знают знаменитое высказывание председателя колхоза из фильма "Похищение жениха" Идаят муаллима о сложности и важности кинематографа. Когда-то азербайджанские кинематографисты снимали очень хорошие фильмы, которые в стране до сих пор помнят. Да взять хотя бы тот же фильм "Похищение жениха", который почти весь растащили на цитаты. Так вот, о сегодняшнем состоянии азербайджанского кинематографа, его причинах, мы и решили поговорить, а собеседником себе выбрали кинокритика Севду Султанову.

С места в карьер решили узнать, в чем проблема кино в Азербайджане, почему после развала Союза другие отрасли смогли как-то в себя прийти, а кинематограф так и не оправился, и уж тем более не восстановился до лучших своих времен 1960-1980 годов.

В истории азербайджанского кино можно выделить несколько периодов падения, разлома, и первый относится к 1930 годам, годам репрессий, отметила Султанова.

"То есть в этот период усилилась цензура, пошли аресты, предпочтение в отрасли отдавалось кадрам других национальностей, которые не особо знали азербайджанскую среду, ментальность, культуру и слишком многое извращали. Об этом некогда в своей статье "Куда катится "Азеркино" писал и Джафар Джаббарлы", - заметила критик.

В период перед развалом СССР кино в Азербайджане, как мне кажется, переживало свой второй "золотой век" с конца 80-х до середины 90-х, добавила она.

Начинающим кинематографистам предложили участие в бесплатных онлайн-курсах >>

"Позже финансирование кино было монополизировано, управление в сфере было кошмарным, что привело к следующему разлому. Показательно также то, как некоторые режиссеры в ранний период давали качественный результат, а позже повторить свой успех не могли", - сказала Султанова.

Если искать виновных в нынешнем состоянии нашего кино, то в первую очередь стоит помнить о бездарном управлении данной отраслью, но если помнить и о возникновении итальянского неореализма в очень трудный период, то выходит, здесь многое зависит также от энтузиазма творческих кругов, предположила собеседник агентства.

Высказалась Севда Султанова также о роли Университета культуры и искусства в сложившейся в кино ситуации, учитывая то, что большинство преподаваемых там предметов являются непрофильными.

"Не знаю, что и как преподают в этом вузе, но от студентов, выпускников университета слышала, что занятия там не столь качественные, уровень преподавателей оставляет желать лучшего, профессионализм не на высоте", - сказала кинокритик.

Как-то, вспоминает Султанова, ее приглашали туда преподавать, правда, в итоге не сложилось, но она успела пообщаться с сотрудниками киноведения и поразилась не в лучшем смысле их знаниям.

"Мне просто интересно, где работы преподавателей-киноведов или кинокритиков, работающих в университете? Или где же новое поколение кинокритиков, которое они подготовили?", - вопрошает собеседник.

Султанова заметила, что недавно пыталась отыскать молодых кинокритиков для сотрудничества, но никого не смогла найти: "Главное - в театральной критике есть новые, интересные авторы, а в кинокритике нет".

Вместе с коллегой Айгюн Аслан она готова делиться своими знаниями с молодежью абсолютно бесплатно, желающие могут связаться с Султановой, сказала кинокритик.

У Азербайджана должна быть новая культурная стратегия - замминистра >>

"Мы планируем кинопередачу и первая ее тема будет посвящена написанию рецензии. Постараемся за передачу дать необходимые знания", - сказала кинокритик.

Между тем, несмотря на отсутствие кинокритиков, в Азербайджане всегда есть талантливые режиссеры, отметила она. Подходит новое поколение, которое со временем создаст почву для формирования Новой волны, хотя невыполнение Госпрограммы по развитию кино на 2008-2018 годы замедлило этот процесс, считает Султанова.

"Те же Теймур Гаджиев и Хилал Байдаров попали в основную конкурсную программу Каннского и Венецианского кинофестивалей только благодаря своим усилиям", - сказала она, признавшись, что никогда не была сторонницей выделения госсредств на полнометражные картины, за исключением разве что детских, анимационных фильмов или кино на определенную тематику, скажем, на тему карабахской войны.

"Талантливый и практичный режиссер найдет средства сам, тем более в сегодняшнем техногенном мире. Если в выделении госсредств и дальше не будет прозрачности и справедливости, то нет смысла тратить деньги на кино", - указала собеседница Sputnik.

Коснулась кинокритик и вопроса существующего засилья в стране кинокомедий в производстве фильмов на сегодняшний день: "Я ожидала, что с комедий постепенно перейдут на драмы, триллеры, мелодрамы и другие жанры. Этого требует закономерность, но пока еще комедии доминируют".

Фильм азербайджанского режиссера показан на Венецианском фестивале >>

Плачевность ситуации, по мнению Султановой, заключается также в отсутствии качественных изменений и в самих кинокомедиях, так как главной целью их создателей является желание заработать.

"А снимаются в них одни и те же люди потому, что нет свободного рынка, нормального рынка рекламы, ограничены возможности самовыражения, и вследствие этого нет конкуренции", - заключила она.

Как сказала кинокритик, в стране не сложилось независимое от государства финансирование из альтернативных источников, которое зарождалось в начале 90-х годов прошлого века.

Тема:
За кулисами и в свете софитов (836)

По теме

Азербайджанка покоряет российский кинематограф: на съемках рядом всегда вьются мужчины
Берлинский кинофестиваль станет гендерно нейтральным
Азербайджанский режиссер снимает в Америке фильм о Карабахских событиях
Кинематографистам разрешили возобновить съемки, но поставили условия
Теги:
Кинокритики, режиссер, Кино, Азербайджан

Главные темы

Орбита Sputnik