01:36 12 Декабря 2019
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0267
  • EUR1.8853
Художественный руководитель Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров, фото из архива

Худрук российского театра: о Баку артисты отзывались восторженней, чем обычно

The State Chamber Music Theatre (St. Petersburg)
КУЛЬТУРА
Получить короткую ссылку
За кулисами и в свете софитов (515)
39010

Художественный руководитель Государственного камерного музыкального театра "Санктъ-Петербургъ Опера" Юрий Александров раскрыл некоторые подробности скорых гастролей.

Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан

В рамках Года театра России и 100-летия Азербайджанского государственного академического русского драматического театра Государственный камерный музыкальный театр "Санктъ-Петербургъ Опера" представит в Баку два уникальных спектакля в постановке Юрия Александрова - "Искатели жемчуга" и "Фауст", а также гала-концерт солистов и оркестра театра. В преддверии гастролей, которые пройдут с 17 по 19 декабря, народный артист, художественный руководитель театра, лауреат Российской национальной театральной премии "Золотая маска" Юрий Александров раскрыл в интервью Sputnik Азербайджан некоторые подробности программы.

На российском телеканале стартует сериал с участием азербайджанского актера >>

- Солисты "Санктъ-Петербургъ Опера" в прошлом году выступали на бакинской сцене. Понравилось ли им в нашем городе, и как они восприняли новость о своем повторном приезде в Баку?

- Наш театр очень много ездит на гастроли по России и за рубеж. Мы совсем недавно были во Франции, Польше, Греции, Латвии, например, но таких восторженных отзывов, как после поездки в прошлом году в Баку, я не слышал от артистов давно. Им понравился и прекрасный город с богатой историей, и теплый прием, особенно азербайджанская кухня.

- У театра богатый репертуар, почему в этот раз вы решили представить в Баку именно "Искатели жемчуга" Жоржа Бизе и оперу "Фауст" Шарля Франсуа Гуно?

- Каждый коллектив везет лучшее, что есть в репертуаре театра. У нас он богатый, нам есть что показать, но сейчас выбор пал на два свежих спектакля (премьеры "Искателей" и "Фауста" прошли сравнительно недавно), очень разных как в музыкальном отношении, так и по режиссерскому рисунку. Успех этих работ определила публика. Мы играли их в Москве и в Европе, и каждый раз зритель выходил из зала с сильными впечатлениями.

Пятнадцатилетняя азербайджанка попала на обложку турецкого издания - фото >>

"Искатели жемчуга" – элегантная восточная сказка для взрослых о чистой любви и подвиге, жертве и благородстве. Всем иногда хочется помечтать, возможно поэтому сейчас так популярен жанр фэнтези. "Искатели" – это его оперная альтернатива, неземной красоты музыка и красочные декорации позволят на один вечер сбежать от всего обыденного и рутинного, что есть в нашей жизни.

"Фауст", напротив, имеет прочную конструкцию, это спектакль со смыслом, в котором мы говорим о своих отношениях с современными проблемами. Мир сходит с ума. Нравственные ценности сейчас просто вызывают улыбку, отторжение или даже издевку. Если раньше Достоевский писал, что весь мир ничего не стоит в сравнении со "слезинкой ребенка", то сейчас детские слезы льются рекой, и никому до этого нет никакого дела. Реальность страшна, люди стали совершенно безразличны к страданиям других. Многие начинают говорить о конце света, не понимая, что конец света наступает прежде всего в безразличной душе.

У каждого человека есть черное пятнышко, некое альтернативное "я", которое может развиться, и тогда его разъедят страсть, алчность, злоба. Каждый может стать монстром, поэтому сегодня очень важно просто остаться собой, иметь мужество свободно говорить о том, что думаешь. Это сложная тема, но она меня очень беспокоит, ведь над современным человеком очень много работают, он превращается в некое безвольное существо без собственного "я". Люди перестают мыслить, все больше подвергаются воздействию интернета, телевидения. Они становятся толпой, которую очень легко контролировать, внушать какие-либо идеи. В таких условиях несложно создать определенную формацию человека, по типу Франкенштейна. Об этом наш "Фауст".

- Спектакли на эти произведения ставились во многих театрах разных стран. Чем отличаются ваши постановки?

- Я не могу говорить о постановках других театров, думаю, со многими интересными спектаклями я просто еще не знаком. Но могу назвать причину, по которой наши спектакли отличны от работ других коллективов. За ними всегда стоит скрупулёзная долгая работа. Иначе я не могу. И все, как и в моем родном театре, так и во многих других, куда меня приглашали работать, знают, что мне важна каждая мелочь.

Азербайджанка выиграла корону конкурса "Императрица России" >>

Хороший спектакль – это в первую очередь слаженный ансамбль солистов и прочный союз режиссера с дирижером. Именно благодаря крепкому ансамблю у зрителя создается ощущение, что все происходящее на сцене как в музыкальном отношении, так и в драматическом – легко и органично. Но чтобы этого достичь, нужны многочасовые изнурительные репетиции.

- Завершит турне в Баку театр гала-концертом. Какие новые арии и дуэты из популярнейших опер русских и зарубежных композиторов будут представлены бакинцам в этот раз?

- В этот раз мы готовим для Баку специальную программу, в которую войдут и номера из произведений, не идущих в "Санктъ-Петербургъ Опере". Я считаю, что труппа должна развиваться, солисты всегда должны быть в тонусе. А чтобы не останавливаться на достигнутом и расти, вокалисты все время должны осваивать новый репертуар, работать с разными стилями и жанрами, так рождаются уникальные концертные программы, которые пользуются большим успехом как в Петербурге, так и в других городах, где мы их представляем.

- Знакомы ли вы с азербайджанским оперным искусством?

- Первый, кого мне хотелось бы назвать, отвечая на этот вопрос, - великий артист и композитор Муслим Магомаев, ведь он начинал как оперный певец. В моей памяти навсегда останутся великолепно исполненные им партии в операх "Севильский цирюльник" и "Риголетто". Я знаком с творчеством таких азербайджанских композиторов, как Узеир Абдул-Гусейноглы Гаджибеков, Кара Абульфазоглы Караев и многих других, конечно. Так как я часто работаю в разных театрах в России и за границей, мне приходилось выпускать спектакли вместе с очень талантливыми азербайджанскими музыкантами, например, с дирижером Вероникой Дударовой. Этот список можно продолжать и продолжать…

- Есть ли в планах включить в свой репертуар оперные арии или же постановки азербайджанских композиторов?

- Думаю, все в этой жизни возможно, скоро я в первый раз посещу Азербайджан. Уверен, что встречу много интересных и талантливых людей, и если появится возможность сотрудничества, то буду очень рад.

- Как вы считаете, режиссер должен вести за собой зрителя или потакать вкусам толпы?

- Это очень сложный вопрос… "Потакать" толпе, конечно, не надо, но понимать, кто твой зритель, что его волнует и о чем он думает – необходимо. Многие режиссеры – эгоистичны, они хотят только вести публику за своей идеей и, наверное, так и должно быть. Однако разве это может получиться, если не знаешь, до кого ты пытаешься достучаться? Во всем должна быть золотая середина, но найти ее порой трудно.

- Над какой постановкой сейчас вы работаете? Какие дальнейшие творческие планы?

- В Баку мы приедем буквально на следующий день после выпуска премьеры. Для театра это важное событие, потому что мы представим в Петербурге практически неизвестную первую оперу Александра Даргомыжского "Эсмеральда". Спектакль получился очень колоритным, надеюсь, что однажды все сложится, и мы покажем его и бакинской публике. В планах стоит также постановка оперы "Электра" Рихарда Штрауса.

- Как вы считаете, в чем состоит основное отличие вашего театра от других?

- Думаю, если ответить коротко – подходом к работе. Наш театр сравнительно молодой и мы – одна большая команда. Среди нас нет людей, чей вклад в общее дело не важен. С одной стороны, "Санктъ-Петербургъ Опера" – это творческая лаборатория, в репертуаре никогда не появлялось спектакля просто так – это всегда было высказывание театра на тему, которая нас глубоко волнует. На протяжении 33 лет театр всегда занимал определенную позицию – мы пытались дать альтернативный, независимый от сложившихся канонов свежий взгляд на классику. С другой стороны, мы остаемся наследниками традиций русского репертуарного театра и для меня очень важен профессионализм людей, с которыми я работаю.

Спектакль «Искатели жемчуга», фото из архива
Спектакль «Искатели жемчуга», фото из архива

- Вы взрастили немало оперных звезд. Есть ли у вас рецепт - как зажечь звезду?

- Да, в нашем театре начинали свой путь такие артисты, как Владимир Галузин, Венера Гимадиева, Анна Нечаева, Анна Горячёва, можно назвать еще многих. Никакого "рецепта" нет… Необходимо увидеть человека, его возможности и таланты, помочь ему раскрыться. Как это сделать? Ответ снова очень простой – много работать, других способов я не знаю. А "вбивать" что-то в кого-то не имеет смысла, как и игнорировать его индивидуальность.

- В следующем году у вас юбилей. Как намерены его отметить?

- Выпить в кругу друзей (смеется).

***

На сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета 17 декабря "Санктъ-Петербургъ Опера" покажет постановку "Искатели жемчуга" Жоржа Бизе. Спектакль поразит публику не только великолепными исполнителями главных ролей, но и красочными декорациями и костюмами. Перед зрителями предстанет таинственный и яркий мир Востока. А 18 декабря публика сможет увидеть оперу "Фауст" Шарля Гуно. В современном экспрессивном спектакле, с великой музыкой композитора режиссер Юрий Александров поднимает вечные философские проблемы жизни.

Завершит гастрольное турне гала-концерт солистов и оркестра театра "Санктъ-Петербургъ Опера", который пройдет 19 декабря в Азербайджанском государственном академическом русском драматическом театре. В программу войдут арии и дуэты из популярнейших опер русских и зарубежных композиторов: Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова, Родиона Щедрина и других.

Тема:
За кулисами и в свете софитов (515)

По теме

На бис: коллектив "Санктъ-Петербургъ Опера" завоевал сердца меломанов Баку
Теги:
Баку, Гастроли, театр

Главные темы

Орбита Sputnik