Кямал Алмурадлы, Sputnik Азербайджан
Главный режиссер Азербайджанского государственного кукольного театра имени Абдуллы Шаига, заслуженный артист Гурбан Масимов за годы творческой деятельности успел поработать в театре пантомимы, снимался в телеспектаклях, художественных фильмах, рекламных роликах и сериалах. По завершении театрального сезона Sputnik Азербайджан встретился с известным режиссером, чтобы поговорить о достижениях и проблемах как театра кукол, так и театрального искусства страны в целом.
- В репертуаре вашего театра превалируют азербайджанские народные сказки?
- Дети приходят в театр и хотят видеть героев сказок, которые они знают. И потому уже в прошлом году я решил, что в нашем репертуаре должны быть известные азербайджанские сказки.
Но проблема в том, что наши сказки не имеют формата пьес. Есть сказки, которые состоят из 12 предложений, а ты должен поставить из нее часовой спектакль. И к тому же азербайджанский зритель ждет, что события начнут разворачиваться с первых минут спектакля.
К примеру, российский зритель совсем другой, может час прослушать большой текст. Если тот же самый текст перевести на азербайджанский язык и представить зрителю, он его не примет.
- Получается, удивить азербайджанского зрителя сложно?
- Наш зритель хочет сказать – "не дай мне скучать".
- На кого в таком случае ложится ответственность?
- Больше всего на режиссера. Вот, к примеру, всем известная "Красная шапочка". Я подумал, если я поставлю эту сказку Шарля Перро так, как она написана, на сцене, получится неинтересно. Поэтому я изменил кое-что, красную шапочку заменил красным арахчыном (азербайджанский национальный головной убор - ред). Все образы, что называется, "национализировал".
Полная свобода: театр ADO открыл сезон под открытом небом >>
В итоге вместе с композитором Вугаром Джамалзаде у нас получилась интересная работа. Мы пригласили девять известных музыкантов, они исполнили вокальную партию главных героев. Получился прекрасный мюзикл. Спектакль и сейчас входит в наш репертуар.
- В большинстве театров страны чувствуется отсутствие современной драматургии...
- Проблема с писателями в том, что сказки они пишут, но в форму пьесы переложить не могут. И представленные произведения, глядишь, для чтения прекрасны, но для постановки не подходят.
В Баку сестры-служанки не смогли осуществить свою мечту – убить хозяйку >>
- Еще одна проблемная тема театров, видимо, менеджмент?
- Она уже превратилась в глобальную проблему. В моем представлении арт-менеджеры – это люди с широким мировоззрением, которые говорят на нескольких языках, разбираются в современных технологиях и могут продать продукт творческих людей. Но людей, отвечающих этим требованиями и готовых работать за низкую зарплату, нет.
Даже актеры должны иметь своих менеджеров. Уже просто для съемок в фильме наши актеры сами становятся для себя менеджерами. Чтобы вести переговоры с продюсером, нужна хитрость. Кто такой продюсер? Так называют человека, который обманывает актера. Как правило, актеры в конце концов соглашаются на те деньги, что им предлагают.
Письмо дошло: министерство разрешило проблему культурного грабежа театра "Трость" >>
- Кукольный театр в стране единственный. Насколько реально развитие театра, у которого нет альтернативы?
- Большинство других театров начали использовать в своих спектаклях элементы кукольных постановок. Академический национальный драматический театр, Театр юного зрителя, чтобы привлечь больше зрителей, стали ставить спектакли для детей. Если так пойдет и дальше, то и я начну ставить спектакли для зрителей старшего поколения.