Утром 26 октября всех поклонников театра и кино повергла в траур печальная весть. Умер Николай Караченцов.
Этот большой артист был составной частью молодости моего поколения. Первой главной ролью в кино, которая сделала его популярным и где Караченцов предстал перед кинозрителями во всем блеске своего таланта, стала роль Бусыгина в великолепной экранизации кинорежиссера Виталия Мельникова пьесы Александра Вампилова "Старший сын". Фильм этот, ставший событием того времени, был снят в 1975 году. У Караченцова были работы в кино и до этой ленты, но именно этот фильм можно считать началом триумфального пути выдающегося актера по экранам страны.
И я, семнадцатилетний парнишка, но уже успевший влюбиться в театр и в кино, впервые увидел Караченцова именно в роли Бусыгина и был покорен исполнительским мастерством молодого артиста. Однако, московским театралам Николай был уже хорошо известен. После того как он блестяще окончил Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе, Караченцов был направлен в театр Ленинского комсомола, где и прослужил всю свою жизнь.
Можно сказать, что актеру очень повезло, ибо именно этот театр связал его судьбу с творчеством великого театрального режиссера Марка Захарова. Мэтр распознал в молодом актере огромный потенциал и начал привлекать Караченцова на главные роли в свои смелые по тому времени театральные постановки.
Именно после триумфального исполнения роли Тиля актер был приглашен на роль Бусыгина. В "Старшем сыне" собрался блистательный актерский ансамбль. Евгений Леонов, Светлана Крючкова, Михаил Боярский были великолепны, но Караченцов не затерялся в этом окружении и, более того, создал незабываемый образ в фильме, который восхитил многих ценителей актерской игры.
Караченцова наперебой начали приглашали сниматься известные кинорежиссеры, но следующее запоминающееся появление актера на экране было в изумительной экранизации режиссера Фрида произведения великого Лопе де Вега "Собака на сене", где актер сочными красками создал образ смешного в своем самодовольстве маркиза Рикардо. Этот фильм стал одним из знаковых кинопроизведений советской эпохи, а филигранная игра Караченцова и его партнеров по фильму была безупречной.
В это же время Караченцов снялся в еще одном знаменательном фильме, прогремевшем на всю огромную страну. Роль Урри в картине "Приключения Электроника" сделала актера любимцем детворы. А слова, которые в фильме произносит персонаж Владимира Басова: "Урри, Урри! Где у него кнопка, Урри?" долгое время не сходили с уст мальчишек того времени.
Безудержность во всем, исполнительская щедрость красок отличает многие роли Караченцова. Кроме того актер всегда отличался отличной физической подготовкой, он прекрасно фехтовал и ездил верхом. Великолепную физическую форму Караченцов показывал во многих фильмах, в том числе в одних из самых удачных в его карьере, таких как "Криминальный квартет", где он создал образ Марата Муханова, и "Человек с бульвара Капуцинов", где Караченцов ярко сыграл роль бесшабашного Билли.
Как ни странно, Марк Захаров, который относился с особым трепетом к Караченцову и поручал актеру главные роли в своих театральных работах, в своих киношедеврах его не занимал. Вернее, актер появился в "12 стульях" и в "Доме, который построил Свифт", но это были роли явно не по статусу Караченцова.
Однако в театре Караченцов был всегда в поле зрения Захарова. Одна актерская удача следовала за другой, но Караченцов стал одним из тех редких актеров, у которых самой известной ролью, прославившей его, была не кинороль, а образ, созданный им на сцене. Да, уважаемые читатели, речь идет о образе графа Николая Резанова, который актер создал в гениальном произведении, рок-опере "Юнона и Авось".
Николай Караченцов воистину является соавтором великих творцов этого спектакля – поэта Андрея Вознесенского, композитора Алексея Рыбникова и режиссера Марка Захарова. Я видел на сцене этот спектакль, исполнение Караченцовым роли Резанова было неповторимым и убежден, что эта великая работа артиста будет хрестоматийной для многих поколений актеров.
Караченцов был многогранным актером. Он великолепно справлялся и с драматическими, и с комедийными ролями, обладал блестящими вокальными данными и, как я отметил ранее, был в прекрасной физической форме. Актера часто называли советским Бельмондо и дело не только в том, что великий французский актер говорил с экранов СССР голосом Караченцова, но и том, что у Николая было не меньше обаяния и харизмы, чем у Жан-Поля.
Диапазон жанров картин, в которых принимал участие Николай Караченцов, чрезвычайно широк: роль Бурабо в детском фильме "Ослиная шкура", старлей Орлов в военном фильме "Батальоны просят огня", Джефферсон Хоуп в "Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона", Даниэль Корбан в детективе "Ловушка для одинокого мужчины", в комедии про американскую жизнь "Трест, который лопнул" он сыграл Джефферсона Питерса, а в чисто русском фильме "Белые росы" — Васю Ходаса. Караченцов играл и в исторических фильмах, как например роль императора Петра Великого в фильме Дружининой "Тайны дворцовых переворотов", Злат в "Ярославне, королеве Франции" и Александра Карловича фон Кнопфера в "Моонзунде" и в фантастических картинах (роль Жана Лемота в фильме "Подземелье ведьм").
Караченцов снимался и весьма удачно в сериалах, таких как "Петербургские тайны", "Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского", "На углу у Патриарших" и других.
Он был любимым актером одного из мастеров комедии режиссера Аллы Суриковой. У нее он появился в нескольких фильмах и создал незабываемые образы.
Николай Караченцов был известен всей стране, как великолепный исполнитель песен. Для него специально писали многие выдающиеся композиторы. Среди драматических артистов, ставших известными также и как певцы, на одну ступень с ним можно поставить лишь Михаила Боярского.
28 февраля 2005 года Николай Караченцов, возвращаясь с дачи в Москву, попал в автокатастрофу, в результате которой получил серьёзную черепно-мозговую травму. Он был доставлен в больницу, где ему той же ночью была сделана трепанация черепа и операция на головном мозге. Процесс выздоровления Караченцова затянулся на годы. Он начал реагировать на окружающую обстановку, заново научился ходить, но речь актера не восстановилась.
В последние годы у актера обнаружили онкологию и при поддержке жены он боролся с болезнью. Совсем недавно на одной из телепередач его супруга Людмила Поргина говорила, что актер настроен оптимистично. Но смерть подкараулила Караченцова за день до его семидесятичетырёхлетия. Да, Николай Петрович Караченцов покинул этот мир, но остались фильмы и спектакли, в которых он играл, песни, которые он пел. Хочется сказать теми словами, которые говорил его персонаж граф Резанов в конце спектакля "Юнона и Авось", несколько их перефразировав: Мастер, мы тебя никогда не забудем!