БАКУ, 23 сен — Sputnik, Шахпери Аббасова. Исторический комплекс ханагях Алиджачай в Джульфинском районе — один из самых известных в числе многочисленных мавзолеев и святилищ суфиев на территории Азербайджана.
Суфизм начиная с раннего средневековья получает широкое распространение на территории всего Азербайджан, в том числе и в Нахчыване. Слово суфи — на арабском "суф" или "соф" — в переводе означает шерсть или ткань из шерсти, тем самым, суфием стали называть человека, который был одет в одежду из такой ткани. Особенную популярность учение стало набирать с X века, распространившись во многих государствах средневекового Востока. Последователи учения жили в специальных обителях — ханагяхах, куда относились мечеть, постройки для жилья, мавзолеи.
Один из таких суфийских ханягяхов и сохранился в одноименном селе — Ханагах, у подножья крепости Алинджа в Нахчыване. Сотрудница комплекса Сабира Мамедова рассказала Sputnik Азербайджан, что Ханагях Алинджачай был построен по приказу эмира, известного ученого Улуг Гутлуг Лала бека мемаром Джамаледдином.
"Определить точно время и обстоятельства строительства мавзолея не удалось, архитектурным особенностям памятник можно отнести к XII-XIII векам", — отметила она.
Внутри мавзолея захоронено тело основоположника учения хуруфизма Фезлуллаха Наими. По словам Мамедова, в селе до сих пор живет легенда о том, как в селе появился мавзолей: "За пропаганду идей хуруфизма в крепости Алинджа Наими в 1396 году был казнен по приказу сына Тамерлана Мираншаха. Мюриды похоронили его в селе. Раньше там находился пир (святилище). И похоронили его в этом месте из-за того, чтобы могилу не разрушили хотя бы ради пира".
Местные жители называют мавзолей "Шейх Хорасан". Исследователи, наряду с псевдонимом Наими – шейх Хурасаб (то есть освещающий, похожий на солнце шейх), также называют его ханагях "Хорасанский шейх".
Кстати, этот псевдоним связан с тем, что Наими учился в Хорасане, после чего и прибыл в Азербайджан. Мавзолей-мечеть к югу от этого мавзолея были построены в 1496 году по приказу Бике-хатун (возможно, супруги одного из шейхов) в память об одном и крупных представителей течения суфиев Шейхе Гаджи Лале Малийа.
Мамедова рассказала, что в средние века суфийские шейхи со своими семьями жили в ханагяхах, а после смерти их хоронили там же. Так, после смерти Бике-хатун тоже похоронили на территории ханагяха. Во время восстановительных работ были найдены надгробные плиты с надписями, относящимися к 1444-45, 1491-92, 1493 годам.
Первый в мире парк из надгробных курганов создадут вокруг Гянджи >>
В целом, этот ханагях длительное время оставался местом обитания дервишей, которые здесь жили, проводили богослужение. Из надгробных надписей видно, что ханагях действовал и в ХVIII веке, и его члены отсюда проповедовали свои идеи.
По технике исполнения специалисты оценивают работу по отделке мавзолея, как один из лучших образцов использования алебастра в архитектуры в Средней Азии и Южном Азербайджане.
В 2006 году мавзолей отремонтировали. В советские времена этот памятник истории, как и многие другие, находился в запущенном состоянии. По словам сотрудницы комплекса, раньше это место не то чтобы туристы, даже местные жители не знали: "Более-менее оно стало узнаваемым после того, как на экраны вышел художественный фильм "Насими". Но люди все равно не приходили. После реконструкции это место стали посещать как местные, так и зарубежные туристы".
Немалая часть знаменитого фильма действительно снималась на территории ханагяха. И это не случайно. В источниках отмечается, что Имамеддин Насими, после того завершил обучение у лучших ученых того времени, поступил на службу к хуруфиту Наими, и глубоко проникся его идеями. Он сопровождал Наими во всех его поездках, женился на его дочери. В своей философии он опирался на созданный Наими хуруфизм и пропагандировал его основные постулаты.
Немало интересного Мамедова рассказал о том, как в селе снимались некоторые сцены фильма: "В советские времена люди испытывали к деятелям кино и искусства особое уважение. Когда снимали фильм, в нашем селе царила атмосфера праздника, все сельчане, забросив свои дела, старались помочь режиссеру, актерам. Для нас было честью видеть таких актеров как Исмаил Дагестанлы, Расим Балаев, режиссер фильма Гасана Сеидбейли".
Сельчане также были частью массовки в батальных сценах. Кульминационная сцена фильма – казнь Насими — также снималась в этом селе.
"Сейчас все, даже жители самых отдаленных деревень, знают, как снимается фильм. Но в то время все было по-другому. Когда снимали сцену казни, женщины плакали навзрыд, и еще долгое время пребывали в шоке. Они решили, что кожу содрали Расиму Балаеву, а режиссеру именно этого и добивался".